Рущиц Фердинанд



Рущиц Фердинанд Эммануил
(1870, имение Богданово Ошмянского уезда, ныне Воложинский р-н Минской обл. — 1936, там же)

Живописец, график, сценограф.

Выдающийся белорусский живописец-пейзажист Фердинанд Рущиц родился 10 декабря 1870 года в небогатой шляхетской семье в имении Богданово Ошмянского уезда Виленской губернии (сейчас – Воложинский район Минской области). Детство и юность Фердинанда Рущица прошли в Минске, где подолгу жила семья: отец будущего художника, Эдуард Рущиц, уволившись из армии в чине капитана, служил чиновником на Либаво-Роменской железной дороге, одной из ключевых точек которой был Минск. В минской гимназии Фердинанд Рущиц получил среднее классическое образование; у минского художника Кузьмы Ермакова он брал свои первые уроки живописи.

Следуя советам родителей, в 1890 году Рущиц поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета, но вскоре подал прошение и в Императорскую Академию художеств о зачислении его вольнослушателем на отделение живописи. Спустя два года он окончательно определился в выборе профессии, ушёл из университета, чтобы полностью посвятить себя искусству. В 1892–1897 годах Фердинанд Рущиц учился в Академии художеств под руководством прославленных мастеров русской пейзажной живописи, художников-передвижников, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи. Важным моментом в формировании Рущица-живописца было общение с товарищами по мастерской Куинджи – Аркадием Рыловым, Константином Богаевским, Вильгельмом Пурвитисом. В целом следуя традициям реалистической живописи, молодые художники увлечённо изучали современное европейское искусство: французский импрессионизм, немецкий символизм, модерн.

В 1897 году дипломную картину Фердинанда Рущица «Весна», показанную на выставке в Академии художеств, купил для своего собрания Павел Третьяков. В 1898 году пейзаж художника «Мельница на заходе солнца» приобрёл Савва Морозов. Полученные деньги позволили художнику отправиться в путешествие по странам Западной Европы, – он посетил Германию, Австрию, Францию, Бельгию, Швейцарию, Италию.

По завершении поездки в 1898 году Рущиц возвратился в родовое имение Богданово, где в течение следующего десятилетия были написаны самые лучшие живописные произведения художника, счёт которым открыла «Земля» (1898), ставшая своеобразной визитной карточкой Рущица. Источником вдохновения художника при создании большинства его пейзажей («Мельница» (1898), «Крево» (1899), «Последний снег» (1899), «У берегов Вилейки» (1900), «Старые яблони» (1900), «Пустошь» (1901), «Облако» (1902), «Старый дом» (1903), «Весна» (1907), «Гнездо» (1908) и других) являлся реальный ландшафт Богданова и его окрестностей.

В 1899 году Рущиц показал «Землю» сначала на выставке в Академии художеств в Санкт-Петербурге, а потом в Варшаве в выставочном салоне «Захэнта», имя художника, ранее не известное польским зрителям, оказалось в центре внимания польской прессы. В 1900 году Фердинанд Рущиц вступил в краковское Общество польских художников «Sztuka» (искусство), в выставках которого принимал участие вплоть до 1913 года.

Значительные творческие успехи Рущица связаны с его участием в выставках Академии художеств (1898–1900) и журнала «Мир искусства» (1899, 1901, 1902). Критические обзоры выставок демонстрируют, что в глазах таких разных по своим взглядам и предпочтениям специалистов, как Владимир Стасов, Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Рущиц неизменно оказывался среди ведущих представителей «нового русского пейзажа».

Однако всё чаще художник размышлял о прошлом и настоящем белорусских, литовских, польских земель. В своём дневнике он пишет: «Я испытал себя, я долго смотрел на то, что было наше, и наконец, полюбил наше прошлое, наше отечество. Ощутил себя его сыном и испытываю по отношению к нему чувство долга». У Рущица сформировалась чёткая программа деятельности, в которую вошли планы реорганизации художественной жизни Польши, он мечтал о международном признании польского искусства, его популяризации, заграничных выставках.

Рущиц-художник ушёл в тень Рущица-общественного деятеля и патриота-педагога, считающего своей обязанностью принять участие в формировании национальных художественных кадров. В 1904–1907 годах он преподавал во вновь открытой Варшавской школе изящных искусств, в 1907–1908 годах – занимал место профессора в Академии изящных искусств в Кракове.

В 1908 году Рущиц перебрался в Вильно, попеременно живя то в городе, то в Богданово. Он продолжал много писать, однако творческие интересы художника всё больше смещались в сторону декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации и графического дизайна, сценографии.

Сотрудничая с Польскими театрами в Вильно и Варшаве, с Польским обществом поддержки польской сцены, Рущиц создал декорации к драмам Юлиуша Словацкого («Лилла Венеда», 1909; «Балладина», 1914), Эдмона Роста́на («Орленок», 1912), Зы́гмунта Красиньского (пролог к «Небожественной комедии», 1913), Адама Мицкевича (эпилог к «Пану Тадеушу», 1913), Станислава Выспяньского («Варшавянка», 1913; «Ноябрьская ночь», 1930), другим.

Культурную жизнь Вильно 1910–1920-х годов невозможно представить без личности Фердинанда Рущица. В 1918–1919 годах он принимал самое активное участие в возобновлении деятельности Виленского университета – Университета Стефана Батория – и открытии в нём отделения изящных искусств, стал первым деканом отделения и до 1934 года преподавал здесь. В 1921 году организовал первую выставку польских художников в Париже, в Гран-Пале. В 1920–1930-е годы возглавлял Комиссию по охране памятников древности, много ездил по Беларуси и Литве, делая зарисовки старинных замков и усадеб.

Рущиц участвовол в каждом значимом культурно-просветительском проекте Вильно, например, в проведении «Казю́к» – ежегодного праздника в честь небесного покровителя Великого княжества Литовского святого Казимира, с ярмарками народных ремесленных изделий и карнавальными шествиями. Считается, что составление знаменитых «виленских верб» – декоративных композиций из весенних веточек вербы, сухих цветов, цветных ленточек, которые являются одним из символов праздника, поднялось на уровень настоящего искусства благодаря патронажу художника.

30 октября 1936 года Фердинанда Рущица не стало. Похоронили его на кладбище в Богданово.

Произведения Фердинанда Рущица представлены в государственных и частных собраниях Польши, Литвы, России, других стран. Одно полотно мастера находится в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, четыре произведения, относящиеся к разным периодам творчества художника, – в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».