Маневич Абрам



Маневич Абрам (Абрахам) Аншелович
(1881, г. Мстиславль –1942, г. Нью-Йорк)

Художник-модернист, график.

Известный художник-модернист Абрам Маневич родился 7 декабря (25 ноября) 1881 года в городе Мстиславль Могилёвской губернии (сейчас – Могилёвская область) в патриархальной еврейской семье. Рано проявив способности к рисованию, был отдан родителями в обучение к маляру.

В 1902 поступил в Киевское художественное училище, которое в 1901 году было образовано на основе Рисовальной школы Николая Мурашко и перешло в подчинение санкт-петербургской Императорской Академии художеств. Непосредственным наставником Маневича был живописец-академист Иван Селезнёв, мастер исторического, бытового и портретного жанров. Во время учёбы, в 1904 году, Маневич принял участие в 24-й выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) в Киеве и Москве.

В том же году Абрам Маневич окончил училище, получил стипендию для заграничной поездки и на три года уехал в Мюнхен, продолжив образование в знаменитой художественной школе Антона А́жбе и Мюнхенской Академии художеств.

Методика преподавания А́жбе была направлена на развитие индивидуальных способностей и выработку собственной манеры учеников; он отвергал какие-либо шаблоны в искусстве и считал необходимым для художника искать новые живописные приёмы. Среди прославленных учеников А́жбе были такие русские художники как Мстислав Добужинский, Игорь Грабарь, Василий Кандинский, Давид Бурлюк, Алексей Явленский и др.

Работая во всех жанрах живописи, Абрам Маневич отдавал предпочтение пейзажу; писал в духе мюнхенско-венского модернизма.

В 1907 году работы Маневича были широко представлены на персональной выставке в мюнхенской галерее «Kunst Verein».

По возвращении в Киев, художник продолжил активно работать; участвовал в выставке киевского журнала «В мире искусств» (1909) и в 4-й выставке картин киевских художников (1910). В конце 1909 – начале 1910 года персональная выставка произведений Абрама Маневича состоялась в Киевском художественно-промышленном и научном музее императора Николая Александровича (сейчас – Национальный художественный музей Украины) по инициативе Николая Биляшивского, директора музея.

В 1910–1915 годах Абрам Маневич жил в Западной Европе, путешествуя по Швейцарии, Италии, Англии и Франции. В октябре 1910 гостил у Максима Горького на Капри, создал портрет писателя. Горький писал: «Был здесь недавно киевский художник Маневич, очень интересный человек… Восторгался Левитаном, любит Архипова, немножко напоминает их то тем, то иным, но есть и свое, этакое задумчиво-лирическое». На многие годы между писателем и художником установились тёплые дружеские отношения.

С 1911 года Маневич выставлялся в парижских салонах, а в 1913 году провел персональную выставку в галерее «Durand-Ruel» в Париже. Его произведениями заинтересовались не только частные коллекционеры, но и крупные музеи, так, например, в это время две работы художника были куплены Лионским художественным музеем, одна – Люксембургским музеем Парижа.

В 1915 году художник вернулся в Россию. Участвовал в киевских, московских и петроградских выставках, стал членом московского отделения Еврейского общества поощрения художеств. В январе – феврале 1916 года персональная выставка Абрама Маневича состоялась в Петрограде, в «Художественном бюро Надежды Добычиной», почти синхронно с демонстрацией здесь же «Чёрного квадрата» Казимира Малевича на «Последней футуристической выставке картин 0,10».

В 1917 году Абрам Маневич был приглашён на должность профессора Украинской академии искусств, которая была создана в Киеве в декабре 1917 года с целью поддержки и развития украинской национальной культуры и искусства. Преподавал в Академии до 1921 года.

В 1919–1920 годах Маневич принимал активное участие в создании в Киеве музея пластических искусств Култур-Лиге (Лиги культуры) – еврейской культурно-общественной организации, целью которой было развитие образования, литературы и театра на языке идиш, а также еврейской музыки и изобразительного искусства.

В 1921 году веские причины вынудили художника вместе с семьёй эмигрировать. После недолгого пребывания в Варшаве, где он принял участие в выставке Общества польских художников, Маневич переехал в США, где жил и работал до конца жизни.

Главной темой пейзажей художника стали городские окраины и американская провинция (серия «Прозаическая Америка» (1927) и др.); также писал портреты и жанровые композиции.

Абрам Маневич провёл ряд персональных выставок: в Нью-Йорке (1922, 1924, 1925, 1927, 1932, 1936, 1941), Филадельфии (1923), Чикаго (1926), Балтиморе (1928), Монреале (1930), Бостоне (1934), Торонто (1938).

Участвовал в «Выставке русской живописи и скульптуры» в Бруклинском музее Нью-Йорка (1923), среди экспонентов которой были Лев Бакст, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Савелий Сорин и др.

Представлял работы в российских отделах «24-й Международной выставки живописи» в Питтсбурге (1925), «Международной выставке Карнеги» в Нью-Йорке (1926), «Международной выставке в честь 150-летия США» в Филадельфии (1926).

Абрам Маневич был знаком с выдающимся физиком, лауреатом Нобелевской премии Альбертом Эйнштейном, написал его портрет.

Художник умер 30 июня 1942 в Нью-Йорке.

Произведения Абрама Маневича представлены в частных и музейных коллекциях разных стран мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Национальном художественном музее Украины в Киеве, Люксембургском музее в Париже, Лионском художественном музее, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Национальном музее «Бецалель» в Иерусалиме, Национальном художественном музее Республики Беларусь и др. Три пейзажа Абрама Маневича находятся в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».