Сутин Хаим



Сутин Ха́им Соломонович
(1893, Смиловичи Игуменского уезда Минской губ. (теперь Червенский р-н Минской обл.) — 1943, г. Париж, Франция)

Живописец.

Выдающийся художник Парижской школы Хаим Сутин родился 13 января 1893 года в местечке Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии (сейчас – городской посёлок в Червенском районе Минской области) в бедной еврейской семье. Отец будущего художника, Залман (Соломон) Сутин, был портным, и желание сына стать художником не поддерживал.

В 1907 году Сутин переехал в Минск; поступил в ученики к фотографу, работал ретушером. Параллельно посещал занятия в Рисовальной школе Якова (Янкеля) Кругера, известного минского живописца, мастера портретной и жанровой живописи. В школе Кругера произошло знакомство Хаима Сутина с Михаилом Кикоиным, переросшее в многолетнюю дружбу.

В 1909 году для продолжения обучения Сутин (вместе с Кикоиным) переехал в Вильно и поступил в виленскую Рисовальную школу, которая была основана в 1866 году выпускником санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иваном Трутневым, существовала до 1915 года и являлась ведущим художественным учебным заведением на белорусско-литовских землях. В Вильно Сутин и Кикоин сблизились и подружились с Пинхусом Кременем. Позже Кикоин вспоминал: «Мы … с жаром спорили об искусстве, о жизни и, особенно, о нашем будущем… Пылкое воображение Сутина уносило его дальше других, и скоро Париж стал занимать все его мысли».

В 1913 году Сутин переехал во Францию, в Париж, где уже находились Кикоин и Кремень. Поселился в «Улье» («La Ruche»), знаменитом доме-коммуне, созданном в 1902 году для начинающих художников меценатом и скульптором-любителем Альфредом Буше. В течение нескольких месяцев Хаим Сутин посещал парижскую Национальную высшую школу изящных искусств, занимаясь в мастерской Фернана Кормона, известного художника-академиста, мастера исторического и портретного жанров. Но, быстро разочаровавшись в академической системе преподавания, стал работать самостоятельно, отдавая предпочтение жанрам натюрморта и портрета. Изучал произведения классического искусства в парижских музеях; знакомился с новейшими достижениями европейского искусства, сблизился с его представителями и пропагандистами. Наиболее тесно Сутин общался с художниками-выходцами из Российской империи: кроме Кикоина и Кременя, с Осипом Цадкиным, Оскаром Мещаниновым, Жаком Липшицем, Львом Инденбаумом, другими. Ранних работ Сутина практически не сохранилось, – художник уничтожил их сам, считая непрофессиональными. Не имея возможности зарабатывать своим искусством, работал грузчиком, разнорабочим, чертежником, натурщиком, декоратором.

В 1915 году Хаим Сутин познакомился и подружился с Амедео Модильяни, который сыграл большую роль в формировании индивидуальной живописной манеры молодого художника, стилистически и концептуально близкой экспрессионизму. Модильяни написал четыре живописных портрета Сутина и сделал несколько карандашных. С 1916 года по совету Модильяни картины Сутина начал покупать парижский арт-дилер Леопольд Зборовски. В 1918 году вместе с Модильяни Сутин совершил поездку на юго-восток Франции, в Ванс и Кань-сюр-Мер.

В 1919–1922 годах при материальной поддержке Зборовского Хаим Сутин жил в городке Сере на юге Франции (департамент Восточные Пиренеи), где создал около 200 живописных произведений, преимущественно пейзажей.

В начале 1920-х годов несколько картин Сутина были показаны на групповых выставках в Париже: «47 художников» в кафе «Le Parnasse» (1921), «Выставке русских художников» в галерее «La Licorne» (1923).

1920–1930-е годы были самым плодотворным периодом в творчестве Хаима Сутина, временем, когда к нему пришли известность и финансовое благополучие. В 1923 году американский коллекционер Альберт Кумс Барнс приобрел более 50 картин Сутина для своего собрания; появились другие ценители и покупатели произведений художника.

В 1927 году в парижской галерее «Bing» состоялась первая персональная выставка Хаима Сутина, за которой последовали: в Чикаго («Art Club», 1935), Нью-Йорке («Valentine», 1936 и 1938; «Carstairs», 1940), Лондоне («Leicester», 1937), Вашингтоне («Philips», 1943).

Художник также принимал участие во многих групповых выставках, которые проходили в парижских галереях «La Licorne» (1924), «L’Époque» (1931), «d’Alignan» (1931), «La Renaissance» (1932), «de Paris» (1935), «Zak» (1936), других. В 1930 году он экспонировал произведения на «Большой выставке русского искусства» в Белграде, а в 1937 – выставке «Мастера независимого искусства 1895–1937» в Пти-Пале (Petit Palais) в Париже.

Среди характерных работ художника: «Натюрморт с супницей» (1916), «Автопортрет» (1918), «Гладиолусы» (1919), «Сумасшедшая» (1919), «Дорога в Кань-сюр-Мер» (1923), «Кондитер с красным платком» (1923), «Женщина в красном» (1924), «Натюрморт со скатом» (1924), «Рыба и помидоры» (1924), «Бычья туша» (1924), «Коридорный» (1927), «Мадлен Кастен» (1929), «Мари Лани» (1929), «Собор в Шартре» (1934), другие.

В начале Второй мировой войны Сутин пытался записаться в армию добровольцем, но ему было отказано по состоянию здоровья. Получил приглашение эмигрировать в США, но не смог им воспользоваться. В первые месяцы фашистской оккупации оставался в Париже. С 1941 года скрываясь от нацистов, жил в окрестностях Шинона (департамент Эндр и Луара). Острый приступ язвы желудка вынудил художника срочно вернуться в Париж, где он скончался 9 августа 1943 года.

Похоронен художник на Монпарнасском кладбище Парижа. Посмертные выставки Хаима Сутина прошли в рамках Осеннего салона 1944 года и в галерее «de France» (1945). Большие мемориальные выставки художника состоялись в Нью-Йорке (1950/1951, 1976) и Париже (1956, Дом французской мысли).

Произведения Хаима Сутина представлены в крупнейших государственных музейных и частных собраниях разных стран мира. Две картины художника – портрет «Ева» (1928) и пейзаж «Большие луга в Шартре, возле виадука» (около 1934) находятся в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк». Обе работы включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В феврале 2008 года на родине художника в Смиловичах, в Центре детского творчества, на средства, выделенные Парижским бюро ЮНЕСКО, была устроена музейная экспозиция «Пространство Хаима Сутина – L'Espace de Soutine».