Мещанинов Оскар



Мещанинов Оскар Самойлович (Иосель Шмуйлович)
(1884, Витебск — 1956, Лос-Анджелес, США)

Скульптор.

Яркий представитель Парижской школы, скульптор Оскар Мещанинов родился в Витебске 9 (21) апреля 1884 года. Его отец Шмуйла Юдов Мещанинов был купцом 2-й гильдии. У Оскара было шесть сестер и столько же братьев, среди которых будущий скульптор был самым младшим. Одному из старших братьев принадлежало фотографическое ателье, находившееся в доме Ритевского на Вокзальной улице Витебска, в котором два месяца работал ретушёром Марк Шагал, позже вспоминавший об этом в своём дневнике «Моя жизнь».

Начальное художественное образование Мещанинов получил в витебской школе-студии выпускника санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иегуды Пэна, который был первым учителем многих известных художников ХХ столетия – Марка Шагала, Осипа Цадкина, других.

В 1905–1906 годах Мещанинов продолжил своё образование в Одессе, в Художественном училище Общества изящных искусств.

В 1907 году переехал в Париж. Полученная ранее подготовка позволила ему быстро пройти курс обучения в Национальной школе декоративных искусств, а затем поступить в Национальную высшую школу изящных искусств, в мастерскую скульптора Марьюса-Жана-Антонена Мерсье. Однако разочаровавшись в возможностях академического искусства, он вскоре прекратил посещать здесь занятия и поступил пратисьеном (помощником) к скульптору Жозефу Бернару, одному из ведущих представителей неоклассицизма во французском искусстве. Ранние работы Мещанинова выдают внимательное изучение древнеегипетской, архаичной античной, а также европейской романской и готической скульптуры.

С 1908 года Оскар Мещанинов выставлялся в парижских салонах: Национального общества изящных искусств, Общества французских художников, Осеннем Салоне, Салоне Независимых и Тюильри. Его работы экспонировались и в России: Мещанинов участвовал в выставках «Мира искусства» (Петроград, 1915 и 1916), «1915 год» (Москва, 1915), Выставке картин и скульптуры художников-евреев (Петроград, 1916), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Петроград, 1919).

Бюсты и головы, созданные Мещаниновым, вызывали неподдельный интерес публики и специалистов. Например, один из самых влиятельных критиков того времени Яков Тугендхольд, опубликовал статью «Скульптура Мещанинова» в журнале «Аполлон» (Петроград, 1915), где в качестве основных черт творчества молодого мастера назвал «глубинное постижение мировой культуры и талантливое претворение великих традиций в скульптуре».

В знаменитом «Улье» («La Ruche») на Монпарнасе, где Мещанинов снимал квартиру-студию, он сблизился с художниками Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Хаимом Сутиным; многолетняя дружба связала Мещанинова с Диего Риверой, будущим классиком мексиканского искусства ХХ века. Сохранились портреты Оскара Мещанинова, написанные Риверой, Модильяни и Сутиным.

К концу 1910-х годов Мещанинов определился в своих приоритетах. В мировом скульптурном наследии его интересовали произведения самых ранних эпох в истории человечества, сохранившие первобытно-архаический характер. Особенно притягательны для художника были древние произведения Юго-Восточной Азии. С целью непосредственного изучения памятников, в 1919 году скульптор с рекомендательным письмом Министерства иностранных дел Франции совершил путешествие по Бирме, Сиаму и Камбодже, принял участие в обследовании знаменитого камбоджийского храмового ансамбля Ангкора. В результате этой поездки была собрана уникальная коллекция кхмерской скульптуры, которая пополнила музейные собрания Франции; на её основе в 1922 году в Париже был выпущен альбом. В 1927 году Мещанинов побывал в Индии, где изучал скальные храмы Эллоры.

В 1920-е годы Мещанинов играл видную роль в парижском Обществе русских художников, которое во многом способствовало устройству выставки «Современное французское искусство» в Государственном музее нового западного искусства в Москве в 1928 году. В процессе подготовки выставки в начале 1928 года скульптор посетил Советский Союз – был в Ленинграде и Москве. На выставке были показаны скульптуры Мещанинова «Человек в цилиндре» (1922) и «Девушка с букетом» (1927). Первую работу приобрел Государственным Русским музей, вторая – передана автором в дар Государственной Третьяковской галерее. В одном из отзывов о выставке писали: «Среди русских скульпторов, совершенно слившихся с французской культурой, имя Оскара Мещанинова – одно из самых ярких. Тонкий, чисто французский вкус, острое чувство ритма и пластичности, большие знания ремесла скульптуры (современной и музейной) – характерные черты его творчества».

Оскар Мещанинов являлся также экспонентом выставок русских художников в Лондоне (1921) и Париже (1931), еврейских художников и скульпторов в Париже (1924), других. В 1939 году большая ретроспективная выставка работ Мещанинова состоялась в Малом дворце (Пти-Пале) в Париже. Произведения скульптора пользовались достаточно высоким спросом: их покупали и частные коллекционеры, и престижные государственные музеи (например, Люксембургский музей Парижа в 1937 году приобрёл в своё собрание скульптуру Мещанинова «Причесывающаяся женщина»).

Начавшаяся Вторая мировая война вынудила художника эмигрировать в США, где он остался до конца своих дней. В американский период творчества Мещанинов много работал в области портретного жанра; к его лучшим произведениям относится «Портрет Пьера Вертхаймера» (1950), бизнесмена, одного из основателей компании «Шанель Парфам» (Les Parfums Chanel). Откликом на мировую катастрофу войны, ужасы Холокоста стала скульптура Оскара Мещанинова «Мужчина с мёртвым ребёнком» (1952). В 1944 году персональная выставка произведений Мещанинова состоялась в нью-йоркской галерее Вильденштейна, в 1955 году – в Музее искусств Лос-Анжелеса.

14 июля 1956 года художник скончался в Лос-Анжелесе.

Произведения Оскара Мещанинова представлены в государственных музейных и частных собраниях Франции, Нидерландов, США, Израиля, России, других стран. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится отливка эскиза скульптуры Мещанинова «Мужчина с мёртвым ребёнком» (1952).