Сорин Савелий



Сорин Савелий Абрамович (Савий Завель Израилевич) 
(1878, Полоцк Витебской губернии – 1953, Нью-Йорк)

Живописец, график.

Выдающийся художник-портретист ХХ столетия Савелий Сорин родился 14 (26) февраля 1878 года в городе Полоцк Витебской губернии (сейчас – Витебская область) в небогатой еврейской семье. В 16 лет он ушёл из родительского дома, жил в Смоленске, Туле, Орле, затем – в Одессе. Где и у кого Сорин получил начальное художественное образование не известно.

В 1895 году он поступил на живописное отделение Одесской рисовальной школы, занимался под руководством выпускника Императорской академии художеств, художника-передвижника, Кириака Костанди. В 1899 году Сорин окончил школу с золотой медалью, дававшей право поступления в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге без экзаменов, которым молодой художник воспользовался.

В 1899–1907 годах Савелий Сорин учился в Академии художеств. Сначала под руководством живописца-жанриста Ивана Творожникова и портретиста, мастера исторической живописи Василия Савинского; с 1901 года наставником Сорина был выдающийся художник-реалист, передвижник Илья Репин. Шесть академических премий, полученных Сориным за годы учёбы, свидетельствуют о чрезвычайно успешном прохождении курса обучения.

В Академии определилась главная сфера творческих интересов Савелия Сорина – портретный жанр. Ранние произведения художника демонстрирую стремление к психологической характеристике модели и отмечены влиянием живописной манеры Репина. Однако уже к середине 1900-х годов у Сорина сложилась собственная концепция портретного искусства, которая опиралась на классическую традицию русского портрета конца XVIII – начала XIX века, представленную творчеством Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Карла и Александра Брюлловых, Владимира Гау, других. Сорин создаёт импозантные неоклассические портреты – и камерные, и репрезентативные.

Выпускная работа художника «Вдохновенная минута» (1907), изображающая прославленную итальянскую актрису Элеонору Ду́зе в момент репетиции, ярко демонстрирует эту новую и уже вполне зрелую манеру Сорина. За это произведение художник был удостоен Большой золотой медали и права на трёхгодичную пенсионерскую (оплачиваемую казной) поездку в Европу, для совершенствования художественного мастерства.

В 1908–1910 годах Савелий Сорин путешествовал по Голландии, Франции, Италии, где изучал произведения классического и современного европейского искусства, причём, идеи живописного авангарда художника не захватили ничуть, не оставили никакого следа в его творчестве.

По возвращении в Россию Сорин быстро приобрёл репутацию высокопрофессионального, модного портретиста, мастера живописного и графического портретов. Среди моделей Сорина – прославленные актрисы и балерины, певцы, писатели и поэты, композиторы, а также многочисленные представители высшего света России. К лучшим произведениям художника относятся портреты балерины Тамары Карса́виной (1910), поэтессы Анны Ахматовой (1913–1914), князя Сергея Волконского (1915), княгини Ольги Орловой (1917), другие. Произведения Сорина регулярно экспонировались на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, объединения «Мир искусства» (1913,1915, 1917), Нового общества художников (1917), других.

После октябрьской революции 1917 года Савелий Сорин переехал в Ялту. Здесь он участвовал в выставках Ассоциации объединённых художников (1917) и «Искусство в Крыму» (1918). Летом 1919 года перебрался в Тифлис (сейчас – Тбилиси, Грузия), а в мае 1920 года эмигрировал во Францию; жил в Париже.

В 1920–1930-е годы художник активно участвовал в выставках русского искусства в Париже (1921, 1927), Лондоне (1921), Нью-Йорке (1923, 1924) Питтсбурге (1924), Филадельфии (1932), других; представлял произведения на Осеннем Салоне (1922, 1923) и Салоне Тюильри (1926–1930).

Очень быстро его талант портретиста нашёл своих ценителей, коллекционеров, покровителей в странах Западной Европы и в США. Среди заказчиков Сорина – выдающиеся мастера искусства, а также представители многих аристократических фамилий, так, например, художник создал портреты членов британской королевской семьи, в том числе принцессы Елизаветы – будущей королевы Елизаветы II. Один из современников Сорина, художник Василий Шухаев вспоминал: «У Сорина была удивительная способность – когда рисовал человека, добивался поразительного сходства с натурой, рисунок его всегда нежный, линейный, тонкий, но если модели в жизни было шестьдесят лет, то на портрете ей можно было дать не больше сорока. Портретируемым это всегда очень нравилось».

Персональные выставки художника прошли в Лондоне (1923), Нью-Йорке (1923, 1927, 1934), Вашингтоне (1924), Чикаго (1927), других городах. В 1922 году портрет балерины Анны Павловой был приобретен в коллекцию Люксембургского музея Парижа.

Начавшаяся Вторая мировая война вынудила художника переехать в США, где он остался до конца жизни, продолжив активно работать и выставляться.

В годы войны Савелий Сорин сделал несколько крупных денежных взносов в Фонд помощи СССР.

Умер художник 22 ноября 1953 года в Нью-Йорке.

В 1956 году в Париже состоялась посмертная выставка Савелия Сорина «Анна Павлова и танец ее времени». В 1973 году вдова художника Анна Сорина передала в дар «художественным музеям СССР» 30 произведений художника, в числе которых портреты танцора и хореографа Леонида Мясина (1922), киноактрисы Наталии Кованько (1923), оперного певца Фёдора Шаляпина (1943), художника Александра Бенуа (1946), другие.

Произведения Савелия Сорина находятся в музейных и частных собраниях России, Франции, Монако, США, Грузии, Украины, других стран. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» представлены два женских портрета кисти художника, относящиеся к разным периодам его творчества.