Фрумак Рувим



Фрумак Рувим Залманович (Соломонович)
(1905, Чашники Витебская губерния — 1978, Ленинград)

Живописец.

Художник Рувим Фрумак родился 23 сентября 1905 года в местечке Чашники Лепельского уезда Витебской губернии (сейчас – город в Витебской области) в еврейской семье.

В 1916 году переехал в Витебск, учился в трудовой школе. С 1920 года занимался в витебском Народном художественном училище, которое было организовано в 1918 году уполномоченным Коллегии по делам искусств в Витебской губернии художником Марком Шагалом.

По замыслу Шагала Училище должно было стать высшим учебным художественным заведением нового, революционного типа. Поэтому в качестве преподавателей он приглашал известных художников разных направлений и течений в искусстве, чтобы ученики могли выбирать чему и у кого они хотели бы учиться. Среди преподавателей Училища были и художники-авангардисты, например, Иван Пу́ни, Лазарь Лисицкий, Казимир Малевич, и представители традиционной реалистической школы – Иван Тильберг (Янис Тильбергс), Юрий (Иегуда) Пэн.

Рувиму Фрумаку классическое искусство оказалось ближе художественно-пластических экспериментов авангарда, – он занимался в мастерской Пэна.

В 1925 году Фрумак переехал в Москву, где продолжил своё обучение во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе.

Учебное заведение ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские – были созданы в 1920 году путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских (образованных в 1918 году на основе Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). В 1926 году, в ходе дальнейшего реформирования системы художественного образования в советской России, ВХУТЕМАС был реорганизован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), существовавший до 1930 года.

Рувим Фрумак обучался здесь до 1928 года, занимаясь в мастерской известного живописца Роберта Фалька, одного из основателей художественного объединения раннего русского авангарда «Бубновый валет», существовавшего в 1911–1917 годах.

Влияние живописной манеры Фалька будет долго давать о себе знать в творчестве Рувима Фрумака. Кроме того, благодаря Фальку, который чрезвычайно высоко ценил искусство французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, картины последнего в течение продолжительного времени являлись образцом для подражания для молодого живописца.

В 1928–1930 годах Фрумак являлся членом и экспонентом московского молодёжного общества художников «Рост», которое было основано выпускниками и старшекурсниками ВХУТЕИНа. Общество провело две выставки: весной 1928 и весной 1929 годов.

С 1930 года Рувим Фрумак жил в Ленинграде; входил в объединение ленинградских художников «Круг художников» (существовало в 1926–1932 годах), ставивших своей целью повышение профессионального мастерства на основе усвоения традиций мирового искусства и формального экспериментирования. Так же, как многие другие члены объединения, Фрумак в начале 1930-х годов испытал недолгое увлечение творчеством французского художника-пейзажиста Альбера Маркé, что нашло отражение в его картинах.

После принятия весной 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которым, в частности, предусматривался роспуск всех существовавших литературных и художественных организаций и групп и образование единых творческих союзов, Рувим Фрумак, как и большинство членов «Круга художников», вошёл в образованное 2 августа 1932 года Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

Участвовал во многих ленинградских и всесоюзных выставках 1930-х годов.

Во время Великой Отечественной войны служил в 3-м отдельном стрелковом батальоне при Управлении контрразведки «СМЕРШ» Ленинградского фронта. Помощник командира батальона; капитан. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

В послевоенный период Рувим Фрумак продолжил активно работать и выставляться.

В течение ряда лет был главным художником Калининского, а затем Октябрьского районов города Ленинграда.

Творческий расцвет художник пережил в зрелом возрасте. Его лучшие произведения в жанрах пейзажа (интерьера) и натюрморта были созданы в 1970-х годах. Среди них: «На Карповке», 1970-е; «Голубой интерьер», 1974; «Натюрморт с самоваром», 1974; другие.

Умер художник 30 апреля 1978 года. Похоронен на Преображенском еврейском кладбище в Санкт-Петербурге.

В 1983 году состоялась посмертная выставка работ Рувима Фрумака в залах Ленинградского отделения Союза художников.

Живописные произведения Рувима Фрумака хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в частных собраниях во многих странах мира. Три картины художника («Автопортрет», «Пейзаж с башней», «Натюрморт в мастерской», 1973) представлены в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».