Городской пейзажЛюбич Осип

Бумага, цветная литография; 43×54,5 см Приобретено в 2011 у частного коллекционера из Беларуси

В собрании произведений Осипа Моисеевича Любича, которое сформировалось в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» и на сегодняшний день состоит из четырнадцати работ парижского периода творчества этого чрезвычайно талантливого художника, наряду с живописными полотнами представлены восемь графических произведений.

Одно из них – удивительно красивый «Городской пейзаж», созданный художником в технике цветной литографии, к которой Любич неоднократно обращался в течение своей творческой деятельности. Цветная литография – это особый вид печатной графики, при котором разноцветный рисунок, созданный художником, под давлением переносится на лист бумаги с плоской поверхности специально обработанного камня, получившего в процессе обработки свойство принимать краску только на строго определённых участках: там, где это необходимо художнику. Для каждого цвета подготавливается отдельный камень, печать с них производится на один лист бумаги поочерёдно. Все оттиски, полученные в процессе литографической печати, считаются оригиналами. Однако, принято строго фиксировать и общее количество изготовленных оттисков, и номер по порядку каждого из них. Так, на «Городском пейзаже» в нижнем левом углу, карандашом, рукою Любича, написаны цифры 51/200. Это значит, что всего было сделано 200 оттисков-произведений, а экземпляр из коллекции банка был 51 из них.

На литографии Осипа Любича перед зрителем предстаёт один из уголков Парижа, увиденный художником ранним холодным утром. Открытое пространство городской площади ещё безлюдно. Его единственный «обитатель» – дремлющая чёрная лошадь, укрытая яркой оранжевой попоной, запряжённая в нарядный открытый экипаж с красными колёсами. На ней художник концентрирует основное внимание. Выделяет композиционно и колористически. Размещает на тёплом охристом фоне земли, резко контрастирующем с холодными синими, фиолетовыми и белёсыми оттенками зданий и неба. Противопоставляет вытянутому прямоугольнику, образуемому общими очертаниями лошади и экипажа, резкие вертикали голых стволов деревьев, обводит плавной дугой городской застройки, создающей ощущение замкнутости, завершённости пространства произведения.

Трактовка архитектурных сооружений, окружающих площадь, стилизованно упрощённая. И, тем не менее, городской вид довольно легко идентифицируется, если знать, что искать: Осип Любич изображает Монмартр, вид на бульвар Рошешуар и расположенное на нём здание цирка Медрано, который был культовым местом для многих художников конца XIX – середины ХХ века, чьё творчество так или иначе было связано с образами цирка.

История этого цирка началась в 1870-х годах, когда бельгиец Фердинанд-Константин Берт сначала организовал небольшой цирк-шапито, а после того, как дела его пошли в гору, построил на бульваре Рошешуар стационарное здание для своего цирка, который в далёком 1875 году назывался цирком Фернандо. Одной из главных звёзд цирка Фернандо был испанец Джеронимо Медрано – клоун-акробат, известный публике под псевдонимом Бум-Бум – этим выкриком он сопровождал все свои выступления. В 1897 году Медрано выкупил цирк Фернандо и назвал его своим именем. Главным направлением деятельности цирка Медрано, вплоть до его закрытия в 1963 году, была клоунада.

Частыми посетителями цирка Медрано были Анри де Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Жорж Руо, Андре Дерен, Марк Шагал и, конечно же, Осип Любич, в творчестве которого клоун-Арлекин являлся одним из центральных персонажей. Цирк Медрано был не только цирком клоунов, но ещё и цирком художников, которые запечатлели его образ и неповторимую, легендарную атмосферу в своих работах.

К сожалению, точный год создания «Городского пейзажа» Осипа Любича пока не известен. Однако не вызывает сомнения, что он был сделан художником в зрелый парижский период его деятельности, когда оригинальная манера Осипа Любича, в которой в полной мере отразилась его приверженность к классическому наследию европейского искусства, находилась в зените своего развития. А центральная тема его творчества – цирка и его героев – стала доминирующей, исподволь влияя почти на все произведения художника.