Сарай и прясло для сенаРущиц Фердинанд, 1899

Холст на картоне, масло; 31×37 см Приобретено у частного коллекционера из Беларуси в 2015, ранее - на одном из польских аукционов

До недавнего времени в Беларуси хранилось лишь одно полотно Рущица – в собрании Национального художественного музея Беларуси. Небольшое живописное полотно автора «Сарай и прясло для сена» 1899 года было приобретено для корпоративного собрания Белгазпромбанка у частного коллекционера в 2015 году. На картине изображены окрестности Богданово под Воложином, где находилось родовое имение Рущицев и где художник создал лучшие из своих произведений. Эти места – каждый уголок, пригорок, рощицу, ручей – исходил художник сотни раз. Ко многим из этих сокровенных мест он не раз обращался в своей живописи – к старой водяной мельнице, богдановскому и вишневскому костелам, отцовскому дому, крестьянским избам окрестных деревень. Пожалуй, это самое реалистическое из произведений Рущица раннего периода, напоминающее написанный с натуры этюд, призванный зафиксировать для памяти уголок крестьянского двора. Красота этого непритязательного, на первый взгляд, пейзажа заключается в упорядоченности, симметрии и ритмической организации композиционного решения. Таким образом, рождается цельность образа природы. Свойственное Рущицу видение гармоничного единения природы и человека, идея всеобъемлющего космического единства является основой этого и других его произведений.

Конец 1890-х годов – наиболее активный период Рущица после окончания Петербургской Академии художеств: он много путешествует за границей, продолжает ездить и в Петербург, где становится одним из экспонентов выставок объединения «Мир искусства». На выставках его имя звучало рядом со Львом Бакстом, Александром Бенуа, Константином Сомовым. Особенно выделял молодой Рущиц и как земляка, и как художника Льва Бакста, восхищаясь на академических выставках его акварелями. Думается, не без влияния Бакста и других мирискусников Рущиц впоследствии организовал в Вильно аналог журнала «Мир искусства» Tygodnik Wileński, посвященный художественной жизни своего края, и которому самолично делал графическое оформление.