Купальщики на Лидо. ВенецияБакст Леон, 1909

Холст, масло; 93×143 см Приобретено в 2015 у частного коллекционера из Израиля

Картина Бакста «Купальщики на Лидо. Венеция», приобретенная для корпоративной коллекции Белгазпромбанка в 2015 году, относится к серии полотен, созданных мастером в расцвете творческих сил. Она написана в 1909 году на отдыхе в Венеции, куда он вместе с Нижинским и Дягилевым отправился после своего парижского триумфа в легендарной балетной антрепризе «Русские сезоны».

Это последнее из четырех написанных в 1909 году изображений Дягилева и Нижинского во время их совместной поездки в Италию. Остальные три полотна этой серии входят в собрания Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА), Фонда Роберта Тобина и Музея Израиля в Иерусалиме. Полотно изначально происходит из коллекции племянницы Бакста – Милы Марковны Барсак.

Очарованный солнечной Венецией, и на отдыхе Бакст работает практически без перерыва, вдохновенно, на одном дыхании. Загорелые фигуры отдыхающих на пляже написаны широкой кистью, почти эскизно, длинными динамичными мазками. Живопись Бакста лаконично и точно передает знойный солнечный день, пеструю пляжную толпу. «Упиваюсь... всей красотой, которая вокруг меня... Ничто так не напоминает палитру Веронезе, Тьеполо и Каналетто, как именно Венеция в солнечный яркий день... вранье импрессионистов претенциозно рядом с синтезом цвета «венецианцев», – пишет Бакст другу.

Талант Бакста чрезвычайно разносторонен. По словам Максимилиана Волошина, «Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».