Портрет девушки в голубом (Ружены Затковой)Бакст Леон, 1914

Холст, пастель; 70×65 см Приобретено в 2015 у частного коллекционера из Беларуси

Из новых приобретений Белгазпромбанка выделяется пастельный «Портрет Ружены Затковой», написанный Львом Бакстом в 1914 году.

Ружена Заткова – личность незауядная как в творческом, так и в человеческом отношении. Начинающая художница, учившаяся в Мюнхене и Париже, познакомилась с Бакстом, Дягилевым и Нижинским в Италии в 1914 году во время гастролей там «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Молодая женщина с 1910 года была женой Василия Хвощинского – атташе русского императорского посольства в Италии, коллекционера современного искусства. Ружена стала хозяйкой светского и дипломатического салона. В гостях у нее были крупнейшие художники и политики со всего мира. Ружена была не обычной светской дамой. Она дружила с итальянскими художниками-футуристами, была увлечена творчеством Маринетти, сама писала картины, в том числе и пастелью. Вероятно, в это время Баксту, находящемуся в зените славы, и был заказан ее пастельный портрет. Пастель, которой охотно пользовались мастера ХVIII века, в начале ХХ-го переживает второе рождение и становится излюбленной техникой членов художественного объединения «Мир искусства». Так, у Льва Бакста появляются обстановочные портреты, изображения детей и даже плакат. Бакст ценил пастель за свежесть тона, живость и волнующую вибрацию штриха, бархатистую поверхностью фактуры и быстроту, с какой она позволяла работать. Исполняемый зачастую в один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал одним из самых любимых видов заказного изображения. Бакст мастерски владел этой изысканной техникой, передавая поэтический облик этой красивой и творческой женщины.

Через год после написания портрета Ружена Заткова заболела туберкулезом, с которым впоследствии боролась в течение семи лет. Во время ремиссии болезни она развелась с первым супругом и вышла замуж за итальянского художника-футуриста Артура Каппа. С ним она прожила остаток жизни, выставляя свои световые картины, скульптуры и рисунки, написанные под влиянием философии футуризма и выражающие оттенки чувств и воспоминаний молодой женщины. Ружена умерла в Лозанне в возрасте 38 лет, оставив множество своих произведений.

Судьба самой картины Бакста за 100 лет ее существования уникальна: она сменила «подданство» пяти стран – Артур Каппа после смерти жены переехал во Францию, куда перевез и этот портрет. Написанный в Италии, портрет из Парижа был перевезен армянским репатриантом в Ереван, оттуда попал в Москву, из которой и был доставлен в Беларусь – в Минск.



Портрет Ружены Затковой Журнал «Where Minsk». Март 2016. №124