В Национальном художественном музее состоялась лекция о художниках Парижской школы06.03.2017

 

1 марта 2017 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь прошла лекция известного деятеля культуры Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси», прочитанная в рамках лекционного цикла «ХХ век. Революции в мыслях и искусстве».

Консультант Белгазпромбанка и один из вдохновителей проекта «Арт-Беларусь» Владимир Счастный уже в течение двадцати лет системно исследует творчество художников Парижской школы. Во многом благодаря его деятельности в контекст белорусской культуры возвращены имена не только Марка Шагала и Хаима Сутина, но и их товарищей по эмиграции Осипа Цадкина, Михаила Кикоина, Пинхуса Кременя, Шраги Царфина, Евгения Зака и других выдающихся авторов. Результатом многолетних исследований Владимира Григорьевича стала публикация книги «Художники Парижской школы из Беларуси» (2010). С этим изданием связано начала формирования корпоративной коллекции Белгазпромбанка, ставшей отправной точкой глобального проекта «Арт-Беларусь».

В своей лекции Владимир Счастный представил присутствующим интернациональное сообщество Парижской школы в самом широком географическом контексте. Были упомянуты не только мастера, родившиеся в Беларуси, но и их коллеги из многих других стран мира. В рамках мероприятия состоялся показ фильма Олега Лукашевича «Парижская школа. Художники из Беларуси», снятого в 2011 году для выставки в Национальном художественном музее. Что немаловажно, в своём выступлении В. Счастный касался не только художественных, но и рыночных аспектов творчества известных мастеров, озвучив рекорды продаж на мировых аукционах.

Как Владимир Григорьевич открыл для себя эту благодатную для исследования тему? В своё время, находясь на дипломатической службе, он задался вопросом, кто из его соотечественников наиболее известен в мире. Первым в ряду известных выходцев из Беларуси оказался Марк Шагал. Именно этот факт и подтолкнул исследователя начать изучение феномена Парижской школы.

Рассказ об этом явлении был бы не полным, если бы выступающий не упомянул о роли и значении Белгазпромбанка в обретении белорусами произведений знаменитых парижан. Благодаря банку в нашей стране впервые появились оригинальные живописные работы Марка Шагала, Хаима Сутина и их талантливых спутников. Владимир Григорьевич представил коллекцию Белгазпромбанка во всей полноте, не ограничиваясь работами только экспрессионистов Парижской школы. Он также познакомил публику с другими инициативами банка в рамках проекта «Арт-Беларусь», в том числе с образовательным проектом «Улей» в Смиловичах, выставкой молодых художников «Осенний салон».

Судя по живой реакции аудитории, которая активно обращалась к лектору с вопросами, тема Парижской школы и её наследия вызывает неподдельный интерес в обществе. Одна из слушательниц выразила свою благодарность Белгазпромбанку за возвращение работ представителей этого сообщества на их Родину, подтвердив, что «не иметь в Беларуси ни одной работы Шагала, действительно, было бы просто стыдно».

О лекторе:

Владимир Счастный родился в 1948 г. в Сморгони. В 1972 г. закончил Минский государственный лингвистический университет. Работал переводчиком английского языка. С 1983 г. – на дипломатической работе (Пакистан, США, Литва, Великобритания). Занимал должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Великобритании и, по совместительству, в Ирландии, председателя Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, посла по особым поручениям Министерства иностранных дел. В настоящее время работает консультантом управления информационной политики Белгазпромбанка.

Автор книг «Художники Парижской школы из Беларуси» (2010) и «Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы» (2016).

Куратор выставочных проектов «Художники Парижской школы из Беларуси» (2012-2014), «Десять веков искусства Беларуси» (2014), «Время и творчество Льва Бакста» (2016). Главный инициатор создания музея «Пространство Хаима Сутина» в Смиловичах и Усадьбы-музея М.К. Огинского в Залесье.

Автор ряда статей по вопросам культуры, а также нескольких пьес о художниках Х. Сутине, А. Модильяни, Ю. Пэне, поставленных на сцене Национального академического театра им. Я. Коласа. Минский областной драматический театр поставил его пьесу «Фантазия ля минор» («Полонез на прощание») о М.К. Огинском.

О проекте «ХХ век. Революции в мыслях и искусстве»:

Цикл лекций «ХХ век. Революции в мыслях и искусстве» проходит с 1 февраля по 31 мая 2017 года на базе Национального художественного музея Республики Беларусь и представляет собой 18 авторских лекций, подготовленных сотрудниками музея, а также приглашенными исследователями.

Наряду с В. Счастным в проекте участвуют специалисты Национального художественного музея Ольга Архипова, Надежда Усова, Никита Монич, преподаватель Европейского гуманитарного университета Елена Толстик и др.

ХХ век создал благодатную почву для разговора о трансформации социальных полей, изменениях на политической карте, взлетах и падениях экономических систем, но не только об этом. В фокусе внимания Национального художественного музея традиционно находятся искусствоведческая и культурологическая проблематика. Испокон веков искусство, словно зеркало, облекает в художественную форму коллективные представления и живо реагирует на появление новых мировоззренческих конструктов. Индивидуализация взгляда, заимствование восточных мотивов на Западе и западных – на Востоке, авангард первой и второй волны, рождение массовой культуры, метаморфоза произведения искусства от классической картины до видеоинсталляции – и это лишь малая часть того, что подразумевает цикл лекций о ХХ веке в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Лекции из цикла «ХХ век. Революции в мыслях и искусстве» проходят каждую среду в 19.00 в Малом зале Национального художественного музея РБ (Минск, ул. Ленина 20).