The Belgazprombank Collection was filled up with a new art work by Bakst23.03.2016

22 марта 2016 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась презентация нового приобретения Белгазпромбанка для его корпоративной коллекции – полотна Льва Бакста «Ребенок в розовом» (около 1910).

Презентацию картины провели генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов и председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор Бабарико.

Этот маленький шедевр, безусловно, является украшением нашей коллекции и дополнительным стимулом для привлечения интереса к выставке Льва Бакста,– сказал Виктор Бабарико. – Сейчас мы стоим на пороге интересных открытий по картине. В среде искусствоведов началась дискуссия на тему того, кто здесь изображен: мальчик или девочка. Все энергично бросились изучать, как выглядели дети в начале ХХ века – оказывается, почти одинаково! Не исключено, что полотно может оказаться домашним портретом сына самого Бакста. Почти гарантированно можно утверждать, что это член семьи. В любом случае, это эксклюзивный экспонат в нашей коллекции, большая часть работ которой – явно для широкой публики. А эта картина очень душевная, домашняя, написанная «для себя». В этом ее ценность.

Презентация собрала представителей конфедерации творческих союзов, художников, журналистов, арт-критиков. Чтобы проникнуться и вдохновиться творчеством Бакста, в Национальном художественном музее собрались руководители Большого театра оперы и балета (в лице двух заместителей генерального директора), главный балетмейстер и ведущие солисты балета.

Экскурсию по экспозиции для гостей провел куратор корпоративной коллекции Белгазпромбанка, автор книги «Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы» Владимир Счастный.

Данное произведение кисти всемирно известного художника, чей юбилей включён в этом году в список памятных дат ЮНЕСКО, приобретено в Париже у известного французского коллекционера. К сожалению, пока неизвестно ни имя модели, ни точная дата создания полотна, необходимы дополнительные исследования. На картине – небольшой по формату – портрет ребенка, изображенного в полный рост, но не совсем обычно, непарадно: короткая стрижка, большие круглые удивленные глаза, независимая поза с заложенными за спину руками, спущенный чулочек. Все это свидетельствует о независимости характера в явно не заказном портрете. Хотя Бакст не изображает ни бантов, ни лент, ни локонов, ни шляпки, ни неизбежной куклы – привычного атрибута девичьих портретов, однако образ подкупает обаянием непосредственности и жизненной правды. На нейтральном, сложно написанном охристом фоне без намёка на детали интерьера нежнейшим оттенком сияет розовое платье.

Эта девочка, по всей вероятности, – ребёнок из ближайшего окружения Льва Бакста: возможно, кто-то из детей его старых друзей, одна из его племянниц, либо свойственниц, дочь одной из сестёр его жены Любови Павловны, урождённой Третьяковой. Портрет, исходя из особенностей костюма, написан в 1900–1910-е годы. Одежда девочек в эту эпоху напоминает одежду взрослых женщин: девочки носили платья до колен, отделанные рюшами, кружевом или вышивкой, схожими с отделкой ночных рубашек взрослых женщин. Обыкновенно к платью полагалось надевать чёрные туфли или ботинки на пуговицах либо на шнуровке, шерстяные чулки, а также перчатки из лайковой кожи.

Это приобретение тем более ценно, что в  государственных коллекциях Беларуси нет ни одного живописного произведения художника, а в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь – только три его  графических портрета – литографии, изображающие  художников Ф.Малявина, И.Левитана и писательницу З.Гиппиус, – отметила заведующая отделом научно-просветительской работы НХМ Надежда Усова. – «Ребенок в розовом» не только  дополняет  современное представление о Баксте – тонком  живописце и замечательном портретисте, но и является ценным вкладом в изобразительное искусство Беларуси начала ХХ века.

Это уже восьмое произведение Льва Бакста в корпоративной коллекции Белгазпромбанка. В собственности банка уже имеются две его ранние акварели 1890-х годов, пейзаж и жанровая картина 1900-х, пастельный портрет 1914 года, эскиз костюма к балету «Жар-птица» и альбом театральных эскизов 1922 года. По количеству оригинальных станковых произведений Бакста коллекция банка является богатейшей в Центральной и Восточной Европе.

С 23 марта 2016 года полотно «Ребёнок в розовом» демонстрируется в экспозиции выставочного проекта «Время и творчество Льва Бакста» в Национальном художественном музее. Выставка будет работать по 17 апреля 2016 года и затем отправится в Литву в Вильнюсскую городскую галерею и Латвию в музей «Рижская биржа».