International project ‘The times and works of Léon Bakst’27.05.2016

Представляем вашему вниманию текст доклада автора концепции и куратора Международного проекта «Время и творчество Льва Бакста» Владимира Григорьевича Счастного, зачитанный на научной конференции «Бакст и Belle Époque» (17-18 мая 2016 года, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург).

Владимир Счастный

На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение включить 150-летие со дня рождения художника, сценографа, декоратора Льва Бакста в список памятных дат, отмечаемых с участием этой международной организации в 2016 году. Бакст родился в белорусском городе Гродно. Поэтому Республика Беларусь при поддержке Российской Федерации была инициатором принятия упомянутого решения.

В 2016 году по инициативе и при финансовой поддержке ОАО «Белгазпромбанк» осуществляется международный проект «Время и творчество Льва Бакста» с участием Национального художественного музея Республики Беларусь, Национальной библиотеки Беларуси, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Латвийского национального художественного музея, Художественного музея Литвы, Литовской национальной библиотеки имени Мартинаса Мажвидаса, Национального музея в Кракове, Витебского областного краеведческого музея, московской галереи Н. Курниковой «Наши художники», других частных собраний и галерей из Беларуси, России, Литвы России и Беларуси.

Первым этапом проекта стала выставка, посвященная Льву Баксту, в Национальном художественном музее Республики Беларусь, которая проходила с 10 февраля по 17 апреля этого года. На ней были представлены более 200 произведений Льва Бакста и его современников.

Вид экспозиции 1-го зала выставки

В первом зале выставки в Минске, названном «Истоки», можно было увидеть акварели Наполеона Орды с видами Гродно 1860-х годов, предоставленные Национальным музеем в Кракове, работы наставников Бакста в Петербургской академии художеств П.Чистякова, И.Аскназия, кумиров будущего художника – К.Маковского, Г.Семирадского.

Вид экспозиции 2-го зала выставки

В первом и втором залах экспонировались живописные и графические работы самого Льва Бакста, а также других участников объединения «Мир искусства» – братьев Бенуа, В.Серова, К.Сомова, А.Головина, Н.Рериха, З.Серебряковой, М.Врубеля, М.Волошина, К.Петрова-Водкина, К.Богаевского) из собраний участников проекта. Были представлены и произведения участников выставок этого объединения, родившихся в Беларуси: Г.Бобровского, И.Гинцбурга, Ф.Рущица, С.Сорина, К.Стабровского, Д.Стеллецкого.

Вид экспозиции 3-го зала выставки

Вид экспозиции 4-го зала выставки

Третий и четвертый залы были посвящены театральные работам Бакста, которые были любезно предоставлены Санкт-Петербургским Государственным музеем театрального и музыкального искусства. Экспонаты этих залов включали выполненные художником эскизы к театральным постановкам, включая самую первую – мимодраму «Сердце маркизы», сценографию балетов «Русских сезонов», фотографии спектаклей, рецензии на них в журнале “Соmoedia illustre”. На мониторах демонстрировалось содержание книг A.Alexandre. L’Art Decoratif de Leon de Leon Bakst.1913 и The Collection of Drawings “Sleeping Beauty”. 1922. Там же шел показ на слайдах костюмов по эскизам Бакста, хранящихся в Стокгольмском музее танца.

В третьем зале отдельная экспозиция была посвящена педагогической деятельности Льва Бакста: обучению рисунку детей вел. кн. Владимира Александровича, преподаванию вместе с Мстиславом Добужинским в школе Елизаветы Званцевой. Были выставлены подлинники писем Бакста Добужинскому того периода, рекламные афиши школы, хранящиеся в Национальной библиотеке Литвы.

До начала осуществления проекта в Беларуси были только три работы Льва Бакста: литографии портретов И.Левитана, Ф.Малявина, З.Гиппиус, хранящихся в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Белгазпромбанк представил на выставке шесть оригинальных работ Бакста из своей корпоративной коллекции. По ним можно проследить эволюцию творчества мастера.

«Рыбак с курительной трубкой» (1890-е годы) – акварель, написанная художником, очевидно, во второй парижский период, свидетельствует о его творческих поисках. Созданную Бакстом в то время серию портретно-жанровых этюдов заметили коллеги, но она не соответствовала вкусам французской публики. Этюды не покупались, и Бакст был вынужден искать другие источники заработка. Тем не менее, эти работы свидетельствуют о таланте Бакста-портретиста, который затем блестяще раскрылся в портретах И.Левитана, Ф.Малявина, З.Гиппиус, В.Нувеля, А.Бенуа, С.Дягилева. Настолько, что Владимир Стасов – непримиримый оппонент «Мира искусства» в 1901 году в обзоре живописи уходящего столетия упомянул Бакста в ряду очень хороших портретистов.

Рука мастера, следовавшего принципу «ясной и твердой линии», чувствуется и в «Пейзаже с кипарисами», написанном Бакстом в 1907 году во время путешествия в Грецию вместе с Валентином Серовым.

Большое живописное полотно «Купальщики на Лидо. Венеция» (1909 г.) – одно из самых ярких, эффектных и в то же время необычных произведений Бакста, отражает очередной этап творческих поисков художника. Наверное, не надо быть глубоким знатоком живописи того периода, чтобы заметить в этой работе влияние художников, наделавших шума на парижском Осеннем салоне 1905 года, прозванных с легкой руки французского критика Луи Восселя фовистами за буйство красок, динамичность, стихийность, эмоциональность.

Можно дискутировать относительно мнения о влиянии импрессионистов в талантливой работе «Сумерки над озером» (1909 г.). Однако, несомненно, этот пейзаж представляет собой очередной этап в творческих экспериментах Бакста.

По единодушному мнению искусствоведов и посетителей выставки, одной из жемчужин выставки был написанный Бакстом в 1910-е гг. «Портрет ребенка в розовом».

Посетители выставки в белорусской столице подолгу стояли у работы пастелью «Портрет девушки в голубом и зеленом» (1914 г.), на котором изображена чешская художница-футуристка Ружена Заткова. Этим произведением Бакст в очередной раз подтвердил реноме выдающегося портретиста.

Самой первой работой Бакста в корпоративной коллекции Белгазпромбанка был эскиз костюма Жар-птицы (1922 г.). Приоритетность в приобретении именно этой работы не была случайной. Именно театральные работы принесли Баксту всемирную славу, о которой художник мечтал в юности. Во многом благодаря им получили международное признание и другие направления творчества художника.

Перо Жар-птицы, оказавшись в руке Бакста, стало направлять его творчество, а часто и диктовать выбор жизненного пути, когда, подобно Ивану-царевичу, художник оказывался на очередном раздорожье. Порой это его тяготило. В интервью «Нью-Йорк таймс» Бакст откровенно заявил: «Мне все больше кажется, что театральное искусство – сценография – это зыбкая сфера, все в нем мимолетно и преходяще… Все больше я думаю, что мне надо сосредоточиться на настенной живописи и портретах». При этом художник, конечно же, понимал, что благодаря перу, которое иногда действительно жгло руку, его работы демонстрировались в Лувре, в парижской галерее Бернхейма и других самых престижных выставочных залах мира, продавались по ценам, на порядок превосходящим суммы, которые предлагали за работы Матисса и Пикассо. По мнению искусствоведа Елены Беспаловой, и не только ее одной, «перед Первой мировой войной Бакст был, без преувеличения, самым знаменитым художником мира».

И все же до конца жизни Бакст мечтал о славе живописца и считал, что главные его работы не написаны. Мстислав Добужинский писал о своей последней встрече с Львом Бакстом за год до смерти художника: «Бакст, конечно, далеко не дал всего, что мог дать его исключительный художественный дар. Его «знаменитость» стала его трагедией».

Как оказалось, разбросанное по всему миру творческое наследие не только Бакста – сценографа и декоратора, но и Бакста – живописца, графика – огромно. Отблески, исходящие от Жар-птицы, высветили многогранность художника-труженика, ровесника Belle Epoque.

В рамках выставки демонстрировался фильм о жизни и творчестве Л.Бакста, прочитан цикл лекций, прочитанных в т.ч. академиком С.В. Голынцом, проводились занятия для детей, демонстрировались видеозаписи современных балетных постановок, созданных с использованием сценографии и эскизов Бакста. Большим спросом пользовался каталог выставки, научным редактором которого была преподаватель Академии русского балета С.В.Шабанова. К открытию выставки была приурочена публикация книги В.Счастного «Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы».

Выставки, посвященные Баксту, пройдут в Вильнюсе, Риге и на родине художника – в городе Гродно.

Предполагается, что проект «Время и творчество Льва Бакста» будет способствовать популяризации творчества самого Льва Бакста как яркого представителся Belle Époque, других участников объединения «Мир искусства», а это значит, целой эпохи в развитии мировой культуры. Наряду с этим он окажет содействие активизации международного культурного обмена.

Владимир СЧАСТНЫЙ