Маневич Абрам



Маневич Абрам (Абрахам) Аншелович
(1881, г. Мстиславль –1942, г. Нью-Йорк)

Художник-модернист, график.

Известный художник-модернист Абрам Маневич родился 7 декабря (25 ноября) 1881 года в городе Мстиславль Могилёвской губернии (сейчас – Могилёвская область) в патриархальной еврейской семье. Рано проявив способности к рисованию, был отдан родителями в обучение к маляру.

В 1902 поступил в Киевское художественное училище, которое в 1901 году было образовано на основе Рисовальной школы Николая Мурашко и перешло в подчинение санкт-петербургской Императорской Академии художеств. Непосредственным наставником Маневича был живописец-академист Иван Селезнёв, мастер исторического, бытового и портретного жанров. Во время учёбы, в 1904 году, Маневич принял участие в 24-й выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) в Киеве и Москве.

В том же году Абрам Маневич окончил училище, получил стипендию для заграничной поездки и на три года уехал в Мюнхен, продолжив образование в знаменитой художественной школе Антона А́жбе и Мюнхенской Академии художеств.

Методика преподавания А́жбе была направлена на развитие индивидуальных способностей и выработку собственной манеры учеников; он отвергал какие-либо шаблоны в искусстве и считал необходимым для художника искать новые живописные приёмы. Среди прославленных учеников А́жбе были такие русские художники как Мстислав Добужинский, Игорь Грабарь, Василий Кандинский, Давид Бурлюк, Алексей Явле́нский, другие.

Работая во всех жанрах живописи, Абрам Маневич отдавал предпочтение пейзажу; писал в духе мюнхенско-венского модернизма.

В 1907 году работы Маневича были широко представлены на персональной выставке в мюнхенской галерее «Kunst Verein».

По возвращении в Киев, художник продолжил активно работать; участвовал в выставке киевского журнала «В мире искусств» (1909) и в 4-й выставке картин киевских художников (1910). В конце 1909 – начале 1910 года персональная выставка произведений Абрама Маневича состоялась в Киевском художественно-промышленном и научном музее императора Николая Александровича (сейчас – Национальный художественный музей Украины) по инициативе Николая Биляшивского, директора музея.

В 1910–1915 годах Абрам Маневич жил в Западной Европе, путешествуя по Швейцарии, Италии, Англии и Франции. В октябре 1910 гостил у Максима Горького на Капри, создал портрет писателя. Горький писал: «Был здесь недавно киевский художник Маневич, очень интересный человек… Восторгался Левитаном, любит Архипова, немножко напоминает их то тем, то иным, но есть и свое, этакое задумчиво-лирическое». На многие годы между писателем и художником установились тёплые дружеские отношения.

С 1911 года Маневич выставлялся в парижских салонах, а в 1913 году провел персональную выставку в галерее «Durand-Ruel» в Париже. Его произведениями заинтересовались не только частные коллекционеры, но и крупные музеи, так, например, в это время две работы художника были куплены Лионским художественным музеем, одна – Люксембургским музеем Парижа.

В 1915 году художник вернулся в Россию. Участвовал в киевских, московских и петроградских выставках, стал членом московского отделения Еврейского общества поощрения художеств. В январе – феврале 1916 года персональная выставка Абрама Маневича состоялась в Петрограде, в «Художественном бюро Надежды Добычиной», почти синхронно с демонстрацией здесь же «Чёрного квадрата» Казимира Малевича на «Последней футуристической выставке картин 0,10».

В 1917 году Абрам Маневич был приглашён на должность профессора Украинской академии искусств, которая была создана в Киеве в декабре 1917 года с целью поддержки и развития украинской национальной культуры и искусства. Преподавал в Академии до 1921 года.

В 1919–1920 годах Маневич принимал активное участие в создании в Киеве музея пластических искусств Култур-Лиге (Лиги культуры) – еврейской культурно-общественной организации, целью которой было развитие образования, литературы и театра на языке идиш, а также еврейской музыки и изобразительного искусства.

В 1921 году веские причины вынудили художника вместе с семьёй эмигрировать. После недолгого пребывания в Варшаве, где он принял участие в выставке Общества польских художников, Маневич переехал в США, где жил и работал до конца жизни.

Главной темой пейзажей художника стали городские окраины и американская провинция (серия «Прозаическая Америка» (1927), другие); также писал портреты и жанровые композиции.

Абрам Маневич провёл ряд персональных выставок: в Нью-Йорке (1922, 1924, 1925, 1927, 1932, 1936, 1941), Филадельфии (1923), Чикаго (1926), Балтиморе (1928), Монреале (1930), Бостоне (1934), Торонто (1938).

Участвовал в «Выставке русской живописи и скульптуры» в Бруклинском музее Нью-Йорка (1923), среди экспонентов которой были Лев Бакст, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Савелий Сорин, другие.

Представлял работы в российских отделах «24-й Международной выставки живописи» в Питтсбурге (1925), «Международной выставке Карнеги» в Нью-Йорке (1926), «Международной выставке в честь 150-летия США» в Филадельфии (1926).

Абрам Маневич был знаком с выдающимся физиком, лауреатом Нобелевской премии Альбертом Эйнштейном, написал его портрет.

Художник умер 30 июня 1942 в Нью-Йорке.

Произведения Абрама Маневича представлены в частных и музейных коллекциях разных стран мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Национальном художественном музее Украины в Киеве, Люксембургском музее в Париже, Лионском художественном музее, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Национальном музее «Бецалель» в Иерусалиме, Национальном художественном музее Республики Беларусь, других. Два пейзажа Абрама Маневича находятся в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».



Галерея работ