Стабровский Казимир



Стабровский Kaзимир Антонович
(1869, имение Крупляны Новогрудского уезда Минской губернии (сейчас – Барановичский район Брестской области)  — 1929, Варшава)

Живописец, педагог, критик.

Известный живописец и педагог Казимир Стабровский родился 21 ноября 1869 года в имении Крупляны Новогрудского уезда Минской губернии (сейчас – Барановичский район Брестской области) в семье мелкопоместного шляхтича, бывшего военного, Антона Стабровского.

В 1880 году Казимир Стабровский поступил в Белостокское реальное училище, обучение в котором открывало возможности для последующего получения технических специальностей, однако одним из любимых предметов юноши стало рисование, что и определило его решение стать художником.

В 1887 году Стабровский отправился в Санкт-Петербург и, успешно пройдя вступительные экзамены, был зачислен в Императорскую Академию художеств. Наставником Стабровского стал Павел Чистяков, прославленный мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик, талантливый педагог, воспитавший многих выдающихся живописцев рубежа XIX–XX века. За время учёбы Стабровский несколько раз получал награды Академии: малые (в 1890, 1892) и большие (в 1892, 1893) серебряные медали.

В 1893 году Казимир Стабровский совершил большое путешествие в Османскую империю, посетив Константинополь и Бейрут, Палестину, Египет, Грецию. Впечатления от поездки и собранный во время её материал, легли в основу ряда произведений молодого художника, в том числе картины «Магомет в пустыне» (другое название – «Побег из Мекки»), представлением которой в 1894 году он закончил своё обучение.

Время завершения учёбы Стабровским совпало с реформой, состоявшейся в Императорской Академии художеств в 1893–1894 годах, в ходе которой были приглашены новые профессора-преподаватели и учреждены персональные мастерские под руководством ведущих художников-реалистов, передвижников Ильи Репина, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Владимира Маковского. Казимир Стабровский принял решение продолжить обучение в реформированной Академии, и в 1894–1897 годах занимался в мастерской Ильи Репина, творчество которого было близко ему по духу.

В 1897 году с целью дальнейшего совершенствования живописного мастерства, а также для изучения современного европейского искусства, Стабровский отправился во Францию, в Париж, где в 1897–1898 посещал занятия в частной художественной Академии Жюлиана под руководством одного из крупнейших французских художников-ориенталистов Жан-Жозефа Бенжамен-Констана и исторического живописца Жан-Поля Лорана.

В 1898 году Казимир Стабровский вернулся в Санкт-Петербург. Наряду с тематической картиной он уделяет большое внимание пейзажному и портретному жанрам; стилистика его произведений указывает на увлечённость идеями европейского символизма и модерна. Художник регулярно выставлял свои произведения: участвовал в «Весенних выставках», которые проходили в залах Академии художеств по инициативе Архипа Куинджи (с 1899 входил в состав выставочного комитета); представлял работы на международные выставки в Париже (1900), Мюнхене (1901), Венеции (1903). В 1900 году на Всемирной выставке в Париже картина художника «Тишина деревни» удостоилась большой серебряной медали, в 1901 полотно «Белая ночь в Петербурге» было приобретено в собрание мюнхенской Новой Пинакотеки. Стабровский также заявил о себе как талантливый критик, опубликовав ряд статей о современном искусстве в периодической печати.

В 1901 году Казимир Стабровский стал одним из членов-учредителей художественного объединения «Артель русских художников», а в 1902 вступил в краковское Общество польских художников «Искусство» («Sztuka»).

В 1903 году Стабровский переехал в Варшаву. Продолжая заниматься творчеством, он пробует себя в качестве педагога: вместе с художником Конрадом Кржижановским открывает частную школу живописи. Кроме того, Стабровский принял самое активное участие в воссоздании Варшавской школы изящных искусств, которая в 1864 году была закрыта российскими властями из-за участия студентов в выступлениях в поддержку польского восстания 1863–1864 годов. Стабровский вошёл в состав организационного комитета учебного заведения, а после его открытия, состоявшегося в марте 1904 года, стал первым директором Варшавской школы изящных искусств, занимая эту должность до 1909 года. По приглашению Стабровского преподавать в Школу пришли Фердинанд Рущиц и Конрад Кржижановский, его товарищи по санкт-петербургской Императорской Академии художеств.

В 1909 году Стабровский был вынужден уйти с поста директора из-за конфликта с Опекунским комитетом и Педагогическим советом Школы, давшим негативную оценку его педагогической деятельности и чрезмерному увлечению спиритизмом, оккультизмом, теософией, которым художник действительно посвящал много времени, и которые нашли яркое отражение в его творчестве 1900-х годов. Например, в цикле произведений «Шествие бури» (1907–1910).

В 1909–1913 годах Казимир Стабровский совершил большое путешествие по Европе, побывал в Швеции, Германии, Франции, Италии, Испании, на Канарских островах. В 1914 году художник приехал в Петроград. В 1915 организовал здесь большую выставку своих работ (в 1916 показал ее в Москве). В 1917 и 1918 годах участвовал в петроградских выставках Общества художников имени А.И. Куинджи; занимался созданием декораций и костюмов для постановок московского Польского театра, которым руководил режиссер Арнольд Шифман.

В 1918 году Стабровский вернулся в Варшаву. В начале 1920-х годов он совершил несколько поездок по странам Европы, посещал Турцию и Марокко. В 1922 стал одним из членов-учредителей художественного объединения «Sursum Corda» («Вознесём сердца́»). В последние годы жизни художник в основном писал пейзажи по впечатлениям от своих путешествий.

Умер Казимир Стабровский 10 июня 1929 года в небольшом городке Гарво́лин в Мазовецком воеводстве. Был похоронен на Пово́нзковском кладбище в Варшаве.

Творческое наследие Казимира Стабровского невелико, поскольку значительная часть произведений художника была утрачена во время революционных событий в России и Варшавского восстания 1944 года. Самое большое собрание его работ представлено в Национальном музее Варшавы. Два произведения Казимира Стабровского 1920-х годов – «Глицинии» и «Сараево. Могила героя», выполненные в технике пастели, находятся в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».



Галерея работ