Купальщики на Лидо. ВенецияБакст Леон, 1909

Аудиогид
Холст, масло; Размер: 93×143 см Приобретено в 2015 у частного коллекционера из Израиля

Об экспонате

Живописные произведения Льва Самойловича Бакста 1900-х годов характеризуются значительным стилистическим разнообразием. Они отличны по характеру исполнения, подходу к объекту изображения, целям в искусстве. Все это свидетельствует о напряжённом поиске индивидуальной манеры, который ведёт художник, а также о его открытости влияниям разных тенденций, стилей, направлений искусства.

Гораздо раньше многих своих современников Бакст смог оценить значительность и жизненность современного европейского авангардного искусства. Однако, даже понимание закономерности и своевременности возникновения новых течений, высокая оценка многих приёмов и принципов, которые были положены их представителями в основу творчества, не сделали Бакста убеждённым последователем авангардизма. Впрочем, несколько картин, концептуально и формально ориентированных на новые течения французского искусства, и прежде всего, на фовизм, художник написал. К данному ряду работ относится и полотно «Купальщики на Лидо. Венеция», представленное в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

Лев Бакст никогда не декларировал свою причастность ни к авангарду в целом, ни к фовизму в частности, хотя внимательно следил на выставках за работами французского художника Анри Матисса (ведущего представителя фовизма), восхищаясь свежестью и чистотой цвета их цвета. В 1905 году сообщая жене, Любови Гриценко-Бакст, о своих впечатлениях от парижского Осеннего салона, на котором громким скандалом о своём рождении заявило это первое направление живописного авангарда, Бакст проницательно отметил: «Мне многое нравится, хотя дико!». Термин «фовизм», вскоре закрепившийся за молодыми французскими художниками, образован от слова, переводящегося на русский язык как «дикие».

Свободная живописная манера, цветовая и ритмическая раскованность «Купальщиков» сближает Бакста с фовистами. Вместе с тем, полотно не является попыткой подражать им или следовать за ними. Чувствуя и смело используя цвето-пластические новации современного искусства, художник не столько заимствует, сколько выходит за границы собственного творчества. В противовес изысканной линейности, арабесковости своих графических работ, Бакст пишет полотно широко и свободно, использует яркую гамму тонов, формирует изобразительный ряд обобщенным выразительным контуром. В письме своему другу, художнику Александру Бенуа Бакст сообщает: «Я сам утонул в красках и о графике слышать не хочу... форму легче почувствовать и синтезировать через краску, подлиннее и реальнее выходит».

Сюжет полотна вполне автобиографический. После триумфального успеха первого «Русского сезона» в Париже в театре Шатле в 1909 году вся труппа во главе со знаменитым импресарио Сергеем Дягилевым отправилась отдыхать в Венецию на остров Лидо. Бакст живет в Гранд-отеле, проводит много времени на пляже, но при этом продолжает интенсивно работать. За два месяца он создаёт венецианскую серию – четыре форматных картины, которым дает одинаковые названия: «Этюды. На пляже Лидо».

Запечатлевая на полотне отдыхающих людей, возможно, и своих друзей, Бакст отказывается от индивидуальной прорисовки лиц, скрупулезного воспроизведения натуры, чёткости контуров. Художник пишет полуобнаженные загорелые фигуры обобщенно и экспрессивно, стремясь, прежде всего, передать состояние радости бытия, красоты жизни, безмятежности и  неповторимости атмосферы Венецианской Ривьеры.

Свобода пространства, свежий воздух, горячее южное солнце привносят в колорит художника насыщенность цвета, яркий свет. «Упиваюсь... всей красотой, которая вокруг меня... Ничто так не напоминает палитру Веронезе, Тьеполо и Каналетто, как именно Венеция в солнечный яркий день... враньё импрессионистов претенциозно рядом с синтезом цвета «венецианцев», – пишет он Александру Бенуа. Ликование красок и полнота жизненных ощущений «Купальщиков на Лидо» в полной мере соответствовали внутреннему состоянию художника, стремительному взлету его творческой карьеры.

Судьба венецианской серии также была весьма успешной. Сразу же после её создания полотна экспонировались в Санкт-Петербурге на VII выставке Союза русских художников, в 1911 году – на персональной выставке художника на самой престижной площадке Франции – в Лувре, а в 1912 году – в Лондоне. После смерти Льва Бакста картины венецианской серии были показаны на мемориальной выставке художника в Париже в 1925 году под названием «Купальщики (Лидо)».

Сегодня полотна из этой серии входят в собрания Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА), Фонда Роберта Тобина, музея Израиля в Иерусалиме и корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».