Преподаватели и выпускники Витебского художественного техникума

Витебск в 1920–1930-е гг. в силу сложившихся исторических обстоятельств имел имидж «культурной столицы» БССР, где «зарождалось новое советское региональное изобразительное искусство». Вместе с тем к концу 1921 г., когда Витебск покинул М.Шагал и стали уезжать преподаватели созданного им художественного училища, в духовной жизни города наметился явный спад. В деле поддержания культурного уровня города выдающуюся роль сыграл Витебский художественный техникум (1923-1941).

Перед техникумом в 1920-е гг. были поставлены две задачи – готовить специалистов в области прикладного искусства и художественной промышленности и всей своей деятельностью служить созданию «белорусского национального стиля в искусстве в соответствии с потребностями революционного времени». Преподавателями были в основном выпускники Петербургской академии художеств. По мнению руководства техникума, без классических основ невозможно было постичь законы истинно реалистического искусства. Авангардизм Малевича и Шагала стал рассматриваться как «безыдейный и формалистический».

Всего за 1923–1941 гг. в техникуме на отделениях живописно-педагогическом, скульптурно-педагогическом, полиграфическом, клубно-инструкторском и гончарно-керамическом получали образование более 500 учащихся. Они же составили основное ядро организованного в декабре 1938 г. на I-м съезде художников Беларуси творческого союза. Некоторы из них впоследствии стал народными художниками Беларуси (В. Волков, З. Азгур, Е. Зайцев, И. Ахремчик, В. Цвирко, Р. Кудревич, П. Маслеников, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов, Е. Николаев), тринадцать человек получили почетное звание «Заслуженный деятель искусств».

Преподаватели и выпускники техникума были среди тех, кто закладывал прочный фундамент профессионального белорусского изобразительного искусства в сложных и противоречивых условиях 1930-х гг.