Искусство постмодернизма

Понятие «постмодернизм» в европейской художественной культуре появилось в 1960-е гг. и обозначило новое мировоззрение, которое сменило модернизм в культуре ХХ в. Прежде всего, это отход от экстремизма и нигилизма авангардных направлений начала ХХ в., частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли искусства, цитировании, иронии и игры с общепризнанными понятиями и смыслами.

В белорусском искусстве в 1960-е гг., безусловно, господствовал социалистический реализм, но появлялись узнаваемые авторы со своим мирозданием, которое интересно и актуально современному зрителю. В 1970–1980-е гг. в белорусском искусстве стали появляться темы и образы, которые черпали свои истоки из народного, традиционного творчества. Эту тенденцию к «этнографизму», образам исторического прошлого, как и поиск новых эстетических систем, можно сравнить с таким понятием в философии постмодернизма, как переосмысление традиций. Поиск независимого высказывания становится главной задачей искусства. Меняется характер выставочной системы: кроме масштабных республиканских и всесоюзных выставок стали проходить независимые аукционы, «квартирники», выставки в кинотеатрах, библиотеках, других учреждениях культуры. Стали появляться новые художественные объединения со своими манифестами или программами. Период 1990-х гг. прежде всего был связан с новым статусом страны: в конце 1991 г. появилось независимое государство – Республика Беларусь. Это вдохновляло художников на создание нового, уникального. Одной из главных задач белорусской культуры конца 1980-х – начала 1990-х гг. стал поиск национальной идеи. Смена исторической парадигмы, период перестройки, гласности, демократии, плюрализма оказали сильное влияние на сознание художников. В 1990-е гг. в белорусской культуре получило широкое распространение абстрактное мировоззрение. Многие авторы стали стремиться к абсрактному мышлению и условности художественного обобщения. Идеи К. Малевича, В. Кандинского, П. Мондриана и другие абстрактные теории нашли своих последователей в белорусском искусстве.

Современная белорусская культура стремится к свободе выражения и выбора, когда каждый творец сам вправе выбрать для себя и метод, и прием мышления. Все чаще можно наблюдать, что именно мастер определяет, что назвать искусством, на что обратить внимание зрителя. Нарушая все существующие правила, произведение становится всепоглощающим, границы между видами, жанрами, приемами стираются.