10 самых впечатляющих экспонатов20.03.2014

Источник: TUT.BY

27 марта в Национальном художественном музее открывается выставка "Десять веков искусства Беларуси". Впервые со всей Беларуси в Минск привезли знаковые произведения: от белорусской православной святыни – реконструкции Креста Преподобной Евфросинии из Полоцка до самой дорогой картины на территории Беларуси — "Евы" Хаима Сутина из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. К вернисажу отреставрировали соломенные царские врата XVIII века — редчайший образец народного сакрального искусства. TUT.BY выбрал десять причин посетить выставку.

1. Николай Кузьмич. Реконструкция Креста преподобной Евфросинии Полоцкой, выполненного Лазарем Богшей. 1997 год. Спасо-Преображенский собор, Полоцк

Полноразмерная копия креста Евфросинии Полоцкой (главная духовная святыня Беларуси пропала летом 1941 года во время эвакуации) будет показана только на открытии выставки "Десять веков искусства Беларуси" 27 марта.

Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был изготовлен полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Высота креста – 51,8 см. Его основа была выполнена из кипариса, а к боковым поверхностям было прикреплено 20 серебряных пластин, к передней и обратной поверхностям – 21 золотая пластина. Крест был украшен драгоценными камнями, жемчугом, орнаментом. На нем была сделана надпись, согласно которой выносить его из монастыря, увозить из Полоцка, продавать или отдавать было нельзя. Но уже в 1222 году реликвию увезли в Смоленск, а в 1514 году Крест, захваченный московским царем Василием III, перекочевал в царскую казну в Москву. На родину Крест вернулся в 1563 году, его привез Иван Грозный, который поклялся, что вернет реликвию, если его войска одержат победу в походе на Полоцк. Крест смогли спрятать и от войск Стефана Батория, и от солдат Наполеона. В Минск его перевезли в 1928 году, а через год реликвия попала в Могилевский исторический музей. В начале войны он бесследно исчез. В 1992 году было принято решение воссоздать Крест. Сделал эту работу брестский ювелир-эмальер Николай Кузьмич.

Крест задумывался преподобной Евфросинией Полоцкой как защитник и хранитель народа Полоцкого княжества и содержал в себе реликвии мирового значения.


2. Библия Франциска Скорины. 1518 год. Национальная библиотека Республики Беларусь

Скорина сразу же поднял белорусское книгопечатание на европейский уровень. Его ренессансные издания выделяются высоким качеством печати, характерными художественными, гравюрными и орнаментальными украшениями, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства. А комментарии к изданиям и предисловия были рассчитаны на восприятие простыми ("посполитыми") людьми и зародили жанры, которые впоследствии развивались в белорусской литературе.

Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный подобный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь не признавала книги Скорины.


3. Корона Торы. Серебро. Музей белорусского Полесья, Пинск

Корона Торы (Keser Toyre) – декоративная корона, XVIII–XIX веков, символизирующая царственность Торы (Пятикнижие Моисеево, часть Священного Еврейского Писания). Она увенчивает пергаментный свиток Торы, используемый для богослужения в синагоге.

В иудаизме "Короной Торы" символически именуют высокую награду мудреца, изучающего Тору, — награду, обещанную Всевышним в мире грядущем, а также для обозначения мудрости, обретаемой благодаря изучению Торы. Причем знания, полученные из Торы, нельзя применять для собственных удовольствий и выгоды, ибо "Корона Торы" дается только бескорыстным. Это единственный в Беларуси экземпляр Короны Торы.

 

4. Статут Великого Княжества Литовского. 1588 год. Музей истории Могилева

Статут Великого княжества Литовского — верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу. Деньги на приобретение Статута собирали в 2012 году "всем миром", и сейчас это единственный оригинальный экземпляр Статута ВКЛ на территории Беларуси.

III Статут ВКЛ принят в 1588 году, издан в виленской типографии, принадлежавшей братьям Мамоничам. III Статут Великого Княжества Литовского игнорировал акт Люблинской унии, закреплял независимость Княжества. Он обязывал правительство вернуть отторгнутые от ВКЛ земли, запрещал назначать на государственные должности и наделять землей "чужеземцев и заграничников", в том числе поляков, сохранял обособленность государства. По содержанию этого документа Великое Княжество Литовское выступало самостоятельным государством.

III Статут ВКЛ составлен на старобелорусском языке, который понимало большинство жителей страны. Лев Сапега с гордостью писал: "Не чужой якой моваю, але сваею уласнай правы тсаныя маем". Кстати, первая статья IV раздела определяла государственный статус старобелорусского языка. На белорусских землях Статут 1588 года как свод законов действовал вплоть до 1840 года.

 

5. "Маляваныя дываны" Алены Киш

Традиция рисовать ковры на счастье стала популярной в 1920-е годы. Как раз в самые тяжелые времена (НЭП, коллективизация, затем война и послевоенные годы, голод и разруха) наивные изображения лучшего из миров висели у кроватей наших предков в деревнях. Их очень часто делали на заказ по случаю торжества или важного события. Алена Киш зарабатывала на жизнь своим творчеством, в те времена это было редкое явление для женщины. Причем платили не деньгами, а крупой, хлебом, продуктами или даже временным жильем. Она вышла за рамки ремесленничества и малого бизнеса и нашла свой неповторимый живописный язык, превратив "маляванки" в искусство. Родом из деревни Грозово на стыке Полесья и Минщины, она изображала полесскую природу, на ее коврах можно найти черты барокко и иконописи.

К сожалению, с развитием промышленности рукотворные ковры утратили свою популярность, и искусство "маляванок" оказалось надолго забытым. Сегодня "маляванки" Алены Киш приобретают в частные коллекции, они хранятся в музеях, а сама Алена представляет Беларусь в мировом ряду мастеров наивного искусства: ее имя внесено во "Всемирную энциклопедию наивного искусства".

 

6. Вищинский клад. XII-XIII века. Серебро. Учебная лаборатория музейного дела исторического факультета БГУ. Минск

На выставке "Десять веков искусства Беларуси" будет представлен один из самых знаменитых белорусских кладов – так называемый Вищинский клад. В нем и серебряные слитки-гривны – расчетные средства XIІ века, и женские украшения: серебряные бусы, подвески, серьги с изображением птиц на щитках, браслет с орнаментом, и многое другое.

Вищинский клад был открыт в ходе археологических раскопок, поэтому целиком попал в музей. Этот очень редкий клад, он датируется XIII веком. В Восточной Европе известно только два-три подобных клада.


7. Юдель Пэн. Автопортрет с музой и смертью. 1924 год. Витебский областной краеведческий музей

В творчестве учителя Шагала, Юрия Моисеевича (Юделя Мовшевича) Пэна, автопортрет занимает значимое место. Среди произведений, переданных Пэном в дар Витебску, значится 14 автопортретов, и среди них особое место занимает "Автопортрет с музой и смертью". Он воспринимается как обобщение всего жизненного пути и отразил состояние художника в последние годы жизни, которое сам Пэн называл "недугом".


8. Соломенные врата. XVIII век. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Уникальные в истории искусства соломенные Царские врата были созданы мастерами соломоплетения в конце ХVIII - начале XIX веков, в период расцвета этого ремесла. По традиции врата украшали золотом и драгоценными каменьями, но три века назад белорусские крестьянки заменили золоченую резную позолоту Царских врат кружевным плетением из соломы, а вместо драгоценных вставок использовали кусочки красных и синих лоскутов, имитируя драгоценные камни.


9. Михаил Савицкий. "Партизанская мадонна. 1978 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Искусствоведы считают "Партизанскую мадонну" одной из лучших белорусских картин ХХ века. В "Партизанской мадонне" (1978) Михаил Андреевич Савицкий еще раз возвращается к военным годам. Но здесь он по-новому решает свою излюбленную тему. Содержанием его полотна становится не героизм схватки с врагом, а тема стойкости народа, торжество жизни и свободы над смертью и угнетением.


10. В.Цеслер, С.Войченко, "Проект века. Двенадцать из двадцатого". 1999 год

В проекте "Проект века. Двенадцать из двадцатого" Владимир Цеслер и Сергей Войченко представили творчество 12 известных художников XX века в виде яиц. Проект был показан в ГМИИ им. Пушкина (Москва, 1999—2000), в Музее Людвига при Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2000), на Венецианской биеннале (2005). Владимир Цеслер – обладатель многих наград международных конкурсов, биеннале и фестивалей, является также автором официального плаката выставки "Десять веков искусства Беларуси".

Кроме того, на выставке можно будет увидеть единственную возвращенную в Беларусь картину Ваньковича "Портрет поэта Томаша Зана", уникальные работы Шагала маслом (первая наивная работа во время его приезда в Париж и полотна периода расцвета творчества художника), ранее не представлявшиеся публике. Жемчужиной экспозиции станет самая дорогая картина выставки, стоимостью 1 млн 800 тысяч евро, "Ева" Хаима Сутина. До недавнего времени на постсоветском пространстве была только одна работа Сутина – автопортрет, хранящийся в Эрмитаже. Сейчас же в Беларуси в коллекции Белгазпромбанка его пейзаж "Большие луга в Шартре" и, что ценно, портрет.

В организации выставки приняли участие дизайнеры из Беларуси, Литвы и России. По словам организаторов, привычное пространство музея преобразится благодаря специально разрабатываемому освещению, и это будет новый взгляд на то, как может выглядеть экспозиция в Национальном художественном музее.