Ванькович Валентий Вильгельм
(1800, д. Калюжицы Игуменского уезда Минской губ. — 1842, г. Париж, Франция)
Живописец, представитель романтизма.
Прославленный белорусский художник Валентий Ванькович родился 12 мая 1800 года в шляхетской семье в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии (сейчас – Березинский район Минской области). Отец будущего художника, Мельхиор Ванькович, был предводителем дворянства Игуменского уезда и председателем Игуменского уездного суда. В 1805 году Мельхиор Ванькович был избран на должность судьи в Минске, и семья переехала в родовое поместье Слепянка, находившееся неподалёку от города (сейчас – в черте Минска).
Первым местом учёбы Валентия Ваньковича, в 1811–1817 годах, стал Полоцкий иезуитский коллегиум – одно из лучших учебных заведений, созданных иезуитами на землях Речи Посполитой ещё в XVI веке, а в 1812 году указом императора Александра I преобразованное в академию и наделённое правами университета. Полоцкая академия предлагала широкую программу образования, в том числе – художественного: здесь обучали рисунку, живописи, скульптуре. Считается, что именно в Полоцке Ваньковичем было принято решение стать художником.
В 1818 году Ванькович поступил на факультет литературы и свободных искусств Виленского университета. Его главным наставником стал профессор живописи и рисунка Ян Рустем. Сам увлечённый портретист, он способствовал развитию интереса молодого художника к этому жанру. В 1820 году Ванькович участвовал в первой университетской выставке, наряду с копиями представив и творческие работы. На выставке также были подведены итоги конкурса на рисунок «Филоктет с Неоптолемом на острове Лемнос», объявленного за месяц до её открытия. Рисунок Ваньковича был удостоен первой премии.
Настоящим подарком судьбы в жизни художника стало знакомство и дружба с Адамом Мицкевичем, Томашем Заном, Антонием Одынцем, Франтишком Малевским – товарищами по университету, членами студенческих обществ филоматов и филаретов, возникших по инициативе студентов как общеобразовательные. Впоследствии идеи просвещения слились с идеями национально-освободительными, что стало поводом для правительства к прекращению деятельности обществ в 1823 году, арестам и ссылке их руководителей. В начале 1820-х годов Ванькович создал рисованные портреты друзей, в которых чувствуется внутренняя связь, объединяющая художника с его моделями. Кроме того, с виленского периода одной из основных линий в творчестве Ваньковича становится изображение людей, посвятивших себя искусству.
В 1824 году за выдающиеся успехи руководство Виленского университета направило Валентия Ваньковича на учёбу в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге «для дальнейшего совершенствования в живописи и рисунке». За предоставленную университетом стипендию он обязуется ежегодно присылать для университетской галереи копии «знаменитых картин», и «выслужить в ведомстве университета не менее шести лет» по возвращении из Петербурга. С 1825 года Ванькович приступил к занятиям под руководством известных мастеров академической живописи Алексея Егорова, Василия Шебуева и Александра Иванова. Об успешном прохождении курса свидетельствуют награды, полученные художником: малая серебряная медаль в 1825 году, большая серебряная – в 1826, а в 1827 году – малая золотая медаль за историческую композицию «Подвиг молодого киевлянина во время осады Киева печенегами в 968 году».
В Петербурге Ванькович упрочил репутацию портретиста, став известным в культурных кругах столицы. Причём, если учебные работы выполнялись художником в ключе академического искусства, то в портретах он показывает себя приверженцем иной, передовой живописной системы – романтизма. Среди лучших портретных произведений художника этого времени – «Портрет Адама Мицкевича на скале Аю-Даг» (1828), который является главным, программным произведением художника, где портретность сочетается с персонификацией вдохновения и романтической возвышенности.
За четыре года учёбы в Академии художеств Валентий Ванькович познакомился с выдающимися деятелями русской культуры: Александром Пушкиным, Василием Жуковским, Петром Вяземским; женился и стал отцом; добился успехов в творчестве и пережил горькое разочарование, когда Виленский университет не выделил финансирование для командирования его в Италию для продолжения обучения.
В 1829 году художник возвратился на родину. У него две мастерские – в усадьбе Малая Слепянка и в Минске, где он работал вместе с другом Чеславом Монюшко, который позднее вспоминал: «Взаимно побуждая себя, мы проводили время приятно и полезно». Минский период творчества Ваньковича был чрезвычайно плодотворным. В Минске художник написал многочисленные портреты родных и близких, друзей, соседей: отца, матери, сестры Станиславы Хорновской, брата Кароля, жены Анели с детьми, дяди Антония Горецкого, портреты семьи Пясецких, семьи Товяньских, Войцеха Пусловского и другие.
За портреты, «писаные с натуры», Совет Академии художеств 21 сентября 1832 года удостоил Валентия Ваньковича звания «назначенного», предложив на звание академика написать «семейную сцену» с фигурами «в натуральную величину», выбрав сюжет по своему усмотрению. О написании такого произведения информации нет, как нет и документов, подтверждающих присвоение Ваньковичу звания действительного члена Академии художеств.
В последнее десятилетие своей жизни Ванькович создал ряд исторических полотен, вдохновлённых личностью Наполеона Бонапарта: «Наполеон у костра», «Наполеон над разорванной картой Европы», «Наполеон на острове святой Елены» и другие. Образ императора Франции, обещавшего восстановление Речи Посполитой, являлся одной из центральных фигур в идеологии польского национально-освободительного движения, идеи которого были Ваньковичу близки.
Сложная политическая обстановка после подавления восстания 1830–1831 годов, с одной стороны, и желание увидеть выдающиеся памятники европейского искусства, с другой, побудили Ваньковича в 1839 году отправиться в путешествие в Западную Европу. 15 сентября 1841 года Валентий Ванькович приехал в Париж, где остановился в доме своего друга поэта Адама Мицкевича. Несмотря на прогрессирующую болезнь (туберкулёз), он продолжал напряжённо работать. 12 мая 1842 года, продиктовав Адаму Мицкевичу завещание, художник умер. Похоронили Валентия Ваньковича в Париже на Монмартрском кладбище Сен-Дени.
Произведения Ваньковича, дошедшие до наших дней, представлены в музеях и частных собраниях Польши, Литвы, Франции, России, Англии, Италии. Единственное полотно кисти художника – «Портрет Томаша Зана» (1837–1839) – находится в Беларуси, в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».