Горавский Аполлинарий



Горавский Аполлинарий Гиляриевич
(1833, имение Уборки Игуменского уезда Минской губ. (теперь Березинский р-н Минской обл.) — 1900, имение Кирилловичи Петербургской губ.)

Живописец.

Академик живописи Аполлинарий Гиляриевич Горавский родился 23 января 1833 года в небогатой шляхетской семье в имении Уборки Игуменского уезда Минской губернии (сейчас – Березинский район Минской области). Кроме Аполлинария в семье было еще три дочери и четыре сына. Трое из пяти братьев Горавских (Аполлинарий, Ипполит, Гилярий) стали художниками.

Родители прочили Аполлинарию карьеру военного, и поэтому своё образование Горавский начал в Брест-Литовском кадетском корпусе – среднем военно-учебном заведении закрытого типа, готовившем дворянских детей к военной службе. Важную роль в жизни Горавского сыграл полковник Михаил Бенуа, служивший в корпусе в должности полицеймейстера – надзирателя за дисциплиной. Большой знаток и ценитель живописи, он заметил способности к рисованию у воспитанника, поощрял его занятия искусством, и показал его работы своему брату – известному санкт-петербургскому архитектору Николаю Бенуа, иногда гостившему в Брест-Литовске.

По протекции братьев Бенуа в судьбе начинающего художника принял участие наследник престола цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), в 1849–1855 годах он являлся главным начальником кадетских корпусов России. По его распоряжению в 1850 году Горавский был зачислен в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге вольнослушателем с назначением стипендии в размере жалования гвардейского прапорщика. Учителями Горавского стали знаменитый мастер академической живописи Фёдор Брýни и прославленный пейзажист Максим Воробьёв.

Успехи Горавского при прохождении курса подтверждают награды Академии: в 1852 году – малая и большая серебряные медали за пейзажи (картина «Болото», отмеченная большой серебряной медалью была куплена цесаревичем Александром Николаевичем); в 1853 – малая золотая медаль за пейзаж «Вид Ручейского озера близ города Торопца». И, наконец, по окончании Академии в 1854 году, – большая золотая медаль за полотно «Вид в имении графа Кушелева-Безбородко Краснопольцы Холмского уезда Псковской губернии», дававшая художнику право на пенсионерскую поездку за границу за счёт казны для совершенствования мастерства, и звание классного художника I степени.

Однако Горавский отложил заграничную поездку и возвратился на родину. Жил в Уборках, много писал, женился. Белорусские виды вдохновили художника на создание «Вечернего пейзажа» (1855), «Сельского пейзажа» (1855), «Вида дубовой рощи на берегу реки Свислочь близ Бобруйска» (1855), других произведений.

В 1856 году состоялось знакомство Аполлинария Горавского с Павлом Третьяковым, которое быстро переросло в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти коллекционера. Есть сведения, что формируя своё собрание, Третьяков пользовался консультациями Горавского.

Лишь через четыре года после окончания Академии, в 1858 году, Горавский отправился в Западную Европу. Путь художника пролегал через Пруссию, Францию, Швейцарию, Италию. Во время путешествия он занимался в мастерских прославленных европейских живописцев-пейзажистов, оказавших значительное влияние на развитие этого жанра: Андреаса Ахенбаха в Дюссельдорфе и Александра Калама в Женеве. Влияние новых наставников художника чувствуется в ряде пейзажей Горавского 1860–1870-х годов, среди которых и «Замок» (1869) – полотно из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

По возвращении из поездки, в 1861 году, за пейзажи и портреты, выполненные во время пенсионерства, Аполлинарий Горавский был удостоен звания академика живописи.

Художник поселился в Санкт-Петербурге, совмещая творчество и педагогическую деятельность: в 1865–1885 годах он преподавал в Петербургской рисовальной школе при Обществе поощрения художников (с 1882 – Императорское общество поощрения художеств).

В летние месяцы Горавский ездил на родину, жил в Уборках и Бродце (в усадьбе одной из его сестёр; сейчас – Берёзовский район Минской области), выезжал на Полесье и в Псковскую губернию, где искал вдохновение для своих произведений.

В 1869 году Академия художеств отправила Горавского на три года в путешествие по Украине, Беларуси и Центральной России «для довершения своего образования… изучения местных типов… и производства картин из народного быта». В 1885–1886 годах художник осуществил поездку в Сибирь, посетил Иркутск.

Аполлинарий Горавский активно выставлялся, принимал участие в деятельности нескольких художественных объединений академического толка, например, с 1869 года – Московского общества любителей художеств (1860–1918), с 1874 года – санкт-петербургского Общества выставок художественных произведений (1874–1884). Последнее было создано по инициативе Императорской Академии художеств с целью составления конкуренции передвижникам, выставки которых приобретали всю большую популярность и привлекали лучшие художественные силы страны.

Несмотря на приверженность академической живописной традиции, Горавский внимательно следил за новыми явлениями в европейском и русском искусстве, стараясь применять их в своём творчестве. Сравнительный анализ произведений художника разных лет даёт возможность увидеть постепенную эволюцию от идеализации, возвышенно-поэтической трактовки природы к реалистичности и жизненной правдивости в её отображении. В некоторых поздних картинах, как например, знаменитом «Клевере в цвету» (1895), Горавский использовал приёмы пленэрной живописи, стремясь передать богатство изменений цвета под воздействием солнечного освещения.

В 1880 году Аполлинарий Горавский приобрёл имение Кирилловичи под Псковом. Здесь 28 марта 1900 года художник умер.

Произведения Аполлинария Горавского широко представлены в государственных и частных собраниях разных стран мира. Среди них: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Национальный художественный музей Республики Беларусь в Минске и другие.