Жуковский Станислав



Жуковский Станислав Юлианович
(1873, д. Ендриховцы Гродненской губ. – 1944, м. Прушково около Варшавы, Польша)

Живописец. Работал в области пейзажа, интерьера, натюрморта.

Выдающийся художник-пейзажист, академик живописи Станислав Жуковский родился 13 (25) мая 1875 года в имении Старая Воля возле села Ендриховцы Волковысского уезда Гродненской губернии (сейчас – Волковысский район Гродненской области). Отец художника, Юлиан Жуковский, потомственный шляхтич, за участие в восстании 1863–1864 годов был лишён сословных и имущественных прав, поэтому в своём бывшем родовом имении семья жила на правах арендатора.

После предварительной домашней подготовки Станислав был отдан в классическую прогимназию Лаговского в Варшаве, но вскоре родители перевели его ближе к дому, в реальное училище Белостока, где юноша учился в 1889–1892 годах и, среди прочих знаний, получил начальное художественное образование. Первым наставником Жуковского был Сергей Южанин, талантливый художник-пейзажист, выпускник московского Строгановского училища технического рисования, который вёл в белостокском реальном училище занятия по рисованию.

Вопреки воле отца Жуковский принял решение стать художником. В августе 1892 года он отправился в Москву и, «прибавив» себе два года, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества вольным учеником: по уставу училища подавать заявление о поступлении за несовершеннолетних детей были обязаны родители, что в случае Жуковского было невозможным. Так возник упоминаемый во многих источниках ошибочный 1873 год рождения художника.

Среди учителей Жуковского были известные мастера реалистической живописи, передвижники Сергей Коровин, Николай Касаткин, Абрам Архипов, Василий Поленов, Исаак Левитан; два последних оказали наибольшее влияние на становление художника. В Училище окончательно определилась главная сфера творческих интересов Жуковского – пейзажный жанр. Уже в годы учёбы Станислав Жуковский активно выставлял свои работы: на выставках Училища (1893–1899), Московского товарищества художников (1895, 1896), Московского общества любителей художеств (1895–1901), Товарищества передвижных художественных выставок (1896–1917; член объединения с 1903), других. Появились ценители и коллекционеры его произведений. В числе первых покупателей картин Жуковского – Павел Третьяков и Николай Рябушинский.

В 1901 году художник закончил обучение; он мечтал о завершении своего художественного образования заграничной поездкой, однако его настоятельные просьбы о командировке в Европу, несмотря на выдающиеся способности и исключительное трудолюбие, руководством Училища удовлетворены не были.

В 1900-х годах Станислав Жуковский путешествовал по России, создал много картин и этюдов, которые охотно экспонировали устроители разных художественных выставок. Например, Сергей Дягилев, один из активных деятелей объединения «Мир искусства», в 1902 году писал художнику Валентину Серову: «Я чрезвычайно стою за приглашение Жуковского…, убедительно прошу тебя зайти к нему и посмотреть, есть ли что-нибудь». Продолжая ежегодно выставляться с передвижниками, Жуковский представлял работы на выставках «Мира искусства» (1902, 1903). В 1904–1923 годах участвовал в выставках Союза русских художников (член объединения с 1907), выставках Общества поощрения художеств в Варшаве (1898–1903, 1909, 1910, 1914), других.

В течение 1900–1910-х годов Станислав Жуковский стал одним из самых известных в России живописцев-пейзажистов; его талант получил всеобщее признание. В 1906 году он открыл в Москве свою двухгодичную художественную школу «для лиц обоего пола», просуществовавшую до 1917. В 1907 году Жуковский был удостоен почётного звания академика живописи санкт-петербургской Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще».

В феврале 1917 года Жуковский вошел в московское объединение «Изограф», а весной был освобождён от мобилизации в армию (шла Первая мировая война) специальным распоряжением Временного правительства, как «художник, выдвинувшийся своими дарованиями и имеющий заслуги перед живописью».

Октябрьскую революцию Жуковский встретил без особого энтузиазма, однако пытался приспособиться к новому для себя образу жизни; работал в Отделе пластических искусств ИЗО Наркомпроса, состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, в Коллегии художников при Государственной Третьяковской галерее. Жуковский ратовал за сохранение собраний памятников из частных коллекций России, древних дворянских усадеб, в частности выступил с инициативой превращения усадьбы Кусково в музей.

В 1920 году в Вятке, куда художник с семьей был вынужден переехать в 1919, спасаясь от голода, прошла его первая персональная выставка; в 1921 году в Москве – вторая. В это же время некоторые советские критики объявили Жуковского «певцом дворянского быта», находящимся «вне круга настоящего искусства и настоящих художников», чуждым обществу, которое делает новую пролетарскую культуру.

В сентябре 1923 Жуковский эмигрировал в Польшу как уроженец этой страны (по условиям Рижского мирного договора 1921 года территория Западной Беларуси, где родился художник, вошла в состав Польши). Жил в Варшаве, и, как и раньше, много работал: писал пейзажи Полесья, Беловежской и Свислочской пущ, интерьеры дворцов и усадеб. Продолжал активно выставляться: в 1925–1939 годах – на выставках варшавского Общества поощрения художеств; на выставках русского искусства: в Нью-Йорке и Брюсселе (1924), Копенгагене (1929), Париже (1929, 1931), Амстердаме (1930), Праге (1930), других. Персональные выставки художника прошли в Париже (1925), Варшаве (1929, 1935, 1937), Кракове (1929), а творчество было отмечено рядом наград. Картины Жуковского были приобретены музеями Варшавы, Кракова, Лодзи, Познани, Люблина, других городов.

В годы европейского экономического кризиса рубежа 1920–1930-х годов Жуковскому предложили вернуться в СССР, однако он ограничился продажей своих картин советским музеям.

После начала Второй мировой войны и оккупации Польши Станислав Жуковский остался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания (1944) он с многими другими жителями города попал в Прушковский концентрационный лагерь, где умер осенью 1944 года; был погребён в общей могиле.

Во время войны были утрачены многие картины художника.

Произведения Станислава Жуковского достаточно широко представлены в государственных и частных собраниях России, Беларуси, Польши, Украины, других стран. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится картина «Оттепель. Свислочская (Беловежская) пуща» (1935), которая относится к позднему периоду творчества художника.