Силиванович Никодим Юрьевич
(1834, д. Цинцевичи Вилейского уезда Вилейской губ. —1919, д. Цинцевичи)
Живописец, портретист.
Академик мозаики Никодим Юрьевич Силиванович родился 13 (25) декабря 1834 года в деревне Цинцевичи Вилейского уезда Виленской губернии (сейчас – Вилейский район Минской области), в крестьянской семье. Отец будущего художника, Юрий Силиванович, с 1846 по 1857 годы был старейшиной сельской общины, и, вероятно, именно это обстоятельство поспособствовало тому, что в возрасте 16 лет Никодим Силиванович был принят в пятиклассное дворянское училище в местечке Молодечно, которое стало его первой, очень важной ступенькой ко всем будущим достижениям. По окончании этого заведения Силивановича в качестве наставника для своих детей пригласил один из молодечненских шляхтичей, он же, заметив склонности молодого человека к рисованию, в 1855 году отправил его за свой счёт учиться в рисовальную школу санкт-петербургского Общества поощрения художников. Созданное группой меценатов в 1820 году с целью содействия развитию искусств, а также «ободрения и поощрения дарования русских художников», «Общество…» давало начинающим хорошую базу художественного образования, позволяло подготовиться к поступлению в Императорскую Академию художеств.
В 1856 году Никодим Силиванович успешно сдал экзамены и поступил на отделение портретной живописи Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его наставниками были прославленные мастера академической живописи Фёдор Брýни, Алексей Марков и Тимофей Нефф. В 1863 году Силиванович завершил обучение и, получив звание свободного художника, в 1864 году уехал на родину.
В 1864–1866 годах он жил в Вильно, ездил в Цинцевичи, женился, писал портреты и жанровые картины, создавал иконы, декорировал храмы. Известно, например, что в 1864 году Никодим Силиванович был приглашён Комитетом по обустройству православной церкви в Лидском уезде Виленской губернии «для написания икон святого Александра Невского и портретов Государя Императора», работу над которыми художник завершил в 1865 году.
В 1866 году Силиванович переехал в Санкт-Петербург и подал прошение о зачислении на мозаичное отделение Императорской Академии художеств. Просьба художника была удовлетворена. Ещё проходя курс обучения, Силиванович участвовал в исполнении ряда важных мозаичных произведений, например, мозаичной иконы «Спас Вседержитель» (1867–1869) для Усыпальницы князей Пожарских в Спасо-Ефимьевом монастыре Суздаля. По окончании учёбы Силивановичу предложили работу на мозаичном отделении Академии. В общей сложности искусству мозаики художник отдал более тридцати лет жизни.
В начале 1870-х годов Силиванович, в числе других художников, имевших опыт по оформлению храмов, был привлечён к работам по украшению Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Среди мозаик собора, в создании которых Никодим Силиванович принимал участие, «Тайная вечеря» над Царскими вратами главного иконостаса, композиции «Поцелуй Иуды» и «Несение Креста», образы евангелистов Матфея, Марка, Луки. В ноябре 1876 года за «отличное познание в мозаичном искусстве» решением Совета Академии художеств Никодиму Силивановичу было присвоено звание академика мозаики. В 1890-х годах Силиванович принял участие в оформлении ещё одного прославленного памятника Санкт-Петербурга – храма Воскресения Христова (Спаса на Крови), – работал над созданием мозаичных композиций «Святой Александр Невский» и «Воскресение Христово», которые были завершены в 1901 году.
Несмотря на напряженную работу в области монументального искусства, Никодим Силиванович не оставлял занятий станковой живописью, писал портреты родных и близких, друзей, создавал сюжетные композиции, как, например, полотно «В темнице» (1874), которое представлено в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».
Не забывал Силиванович и о родине: часто ездил в Вильно, навещал родных в Цинцевичах, бывал в Éзнасе (сейчас – город в Пренайском районе Каунасского уезда Литвы), где жили родственники его жены. С 1877 по 1894 годы он написал несколько религиозных композиций для церкви в Езнасе: «Непорочное зачатие Девы Марии», «Архангел Михаил», «Святой Марк», «Святой Антоний Падуанский» и другие.
Станковые картины, созданные художником на родине либо на основе сделанных здесь эскизов («Дети, играющие во дворе», «Автопортрет в соломенной шляпе», «Литовка из Езнаса в праздничной одежде», «Женский портрет», «Пастух из Свентянщины»), относятся к ряду лучших произведений в живописном наследии Никодима Силивановича.
В 1880 году в местечке Бирштаны Трокского уезда Виленской губернии (сейчас – город Би́рштонас в Каунасском уезде Литвы) Силиванович начал строить собственный дом, кроме того, он принял активное участие в возведении деревянной церкви святых апостолов Петра и Павла в деревне Немаюнай неподалёку от Бирштан, писал религиозные композиции для окрестных храмов.
В 1898 году художник обратился с прошением на имя Президента Академии художеств об увольнении его из числа художников-мозаичистов «по причине болезни глаз и преклонных лет». В 1901 году он переехал на постоянное место жительства в Бирштаны, где оборудовал небольшую мастерскую и отдавал всё свободное время живописи. Известно о значительном количестве религиозных произведений, созданных Силивановичем в это время, например, в 1909 году для виленского кафедрального собора святых Станислава и Владислава он написал 14 сцен «Крестного пути Иисуса Христа».
С началом Первой Мировой войны, зоной активных действий которой стали белорусско-литовские земли, Никодим Силиванович перебрался в Цинцевичи. Вероятно, здесь в 1919 году он умер и был похоронен на кладбище рядом с предками.
Произведения Никодима Силивановича представлены в музейных и частных собраниях, храмах Литвы, России, Беларуси. Большая часть сохранившихся графических и живописных произведений мастера находится в коллекции Литовского художественного музея в Вильнюсе.