Балглей Яков



Балглей Яков (Жак)

(1891, Брест — 1934, Божанси, Франция)

Живописец, график, иллюстратор.

Художник, представитель Парижской школы, Яков Балглей родился 7 марта 1891 года в городе Брест-Литовск Гродненской губернии (сейчас – город Брест) в семье раввина, был пятым из восьми его детей.

Начальное художественное образование по окончании Брестской гимназии Яков Балглей получил в Одессе – в Художественном училище Общества изящных искусств (в 1900 году именно такое название и статус получила знаменитая Одесская рисовальная школа, история которой началась ещё в 1865). В Российской империи Одесское училище считалось одним из лучших учебных заведений такого рода. Его студенты принимали участие в ежегодных отчетных выставках ученических работ Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, а лучшие выпускники с 1886 года получили привилегию поступления в Академию без экзаменов. Также, всем окончившим училище, предоставлялось право на звание преподавателя рисования и черчения в средних учебных заведениях и отсрочка по отбыванию воинской повинности.

В 1911 году Яков Балглей приехал во Францию, в Париж, и обосновался на Монпарнасе. В начале ХХ века этот район города являлся прибежищем для многих начинающих художников, музыкантов, литераторов, которые со всего мира съезжались в Париж, искали себе дешёвую квартиру или комнату, как, например, в многонациональном общежитии «Улей» («La Ruche»), созданном в 1902 году для художников меценатом и скульптором-любителем Альфредом Буше. Кафе и бары Монпарнаса были излюбленными местами встреч творческой интеллигенции, здесь рождались и развивались новые идеи авангардного искусства.

Мастерская Балглея, находившаяся в переулке Младенца Иисуса, служила художнику и жилищем, французский критик Клод Роже-Маркс, навещавший Балглея, писал: «…Пол усыпан тюбиками красок, рисунками, эстампами. На маленькой спиртовке готовится скудный ужин. Кровать скрыта … под грудой книг… Платон, Спиноза, Библия – в них он находит свое прибежище… и источник вдохновения».

В Париже Яков Балглей продолжил свое образование. Он активно интересовался архитектурой и философией, посещал занятия в Национальной высшей школе изящных искусств (либо, по другим источникам, в Национальной школе декоративных искусств), много писал и рисовал. Однако ранних работ художника практически не сохранилось, предполагается, что Балглей уничтожил их сам, понимая их несовершенство.

К 1920-м годам стилистическая манера художника обрела цельность, его произведения ярко демонстрируют приверженность к концепции экспрессионизма, с характерными для этого направления темами и сюжетами, принципами композиционных и колористических решений, манерой письма. Как и у «классиков» экспрессионизма – немецких художников Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуффа, Эрнста Людвига Кирхнера, других, – важное место в творчестве Якова Балглея заняла гравюра. Он даже купил небольшой пресс, чтобы делать офорты самостоятельно.

В центре внимания художника находится человек во всей противоречивости и сложности своей натуры. Он беззащитен и смертельно опасен, раним и жесток, он жертва и палач в одном лице. О природе человека и его поступков размышлял Баглей в одной из своих графических серий – «Война и мир», решённой как галерея портретов-аллегорий. «Моим единственным желанием, моей единственной целью было показать дикие инстинкты животного, называемого человеком», – писал о ней сам художник.

Вероятно, к 1920-м годам относятся «Автопортрет» и «Портрет девушки» кисти Якова Баглея из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

В апреле 1924 года художник получил французское гражданство. В ноябре в парижской галерее «Barbazanges» состоялась персональная выставка художника – единственная прижизненная. Экспозицию составили около двухсот живописных и графических произведений. Выставка пользовалась успехом, о ней положительно отзывалась критика, несколько работ с выставки было куплено частными коллекционерами.

Ряд гравюр и живописных полотен Балглея приобрёл в своё собрание Люксембургский музей Парижа. Однако художник все ещё был недоволен собой, в 1925 году он создал альбом офортов с говорящим названием «Незаконченное обучение» («Études inachevées»).

В 1920-е годы Балглей путешествует – в Италию, Египет, Палестину, много времени проводит в музеях, изучая произведения старых мастеров и прославленных современников, посещает Высшие курсы филологии и истории в Сорбонне.

Расширение кругозора способствует дальнейшему творческому развитию художника: к концу десятилетия увеличивается круг сюжетов его работ, наряду с портретным жанром Яков Балглей все чаще обращается к пейзажу. Цветовая палитра его картин высветляется, из них пропадает экспрессионистская напряженность и надрыв, на смену которым приходит гармония и умиротворённость. Как, например, в портретах жены и дочерей художника. Вероятно, этим же периодом датируется и картина «Девочка с красным бантом» из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

14 июня 1934 года Яков Балглей скончался. Похоронили художника на парижском кладбище Пер-Лашез.

Ретроспективные выставки его работ состоялись в галереях Marcel Guiot (1939), Michel (1948), Marcel Bernhheim (1955). В 1974 году мэрия 1-го округа Парижа организовала мемориальную выставку художника: «Балглей: преодолённый апокалипсис».

Произведения Якова Балглея представлены в государственных и частных собраниях Франции, США, Израиля, других стран. В художественных собраниях Беларуси в настоящее время находятся три живописных полотна художника (в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк») и две графические работы (в собрании Музея истории города Бреста).