Хентова Полина



Хентова Полина Аркадьевна (Пола Абрамовна)
(начало 1890-х, Витебск — 1933, Лондон)

Живописец, график, скульптор.

Точная дата рождения художницы Полины Хентовой не известна. Большинство источников указывают её приблизительно и достаточно широко, относя к началу 1890-х годов. В некрологе художнице, писатель и художник Сергей Шаршун называет годом рождения Хентовой 1896, однако достоверность этой информации ничем не подтверждается.

Хентова родилась в губернском городе Витебске в состоятельной многодетной еврейской семье торговца льном и спичечного фабриканта Абрама Хентова.

Училась в витебской гимназии и параллельно посещала занятия в школе-студии выпускника санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иегуды Пэна, где получила начальное художественное образование.

Некоторое время жила в Москве, куда переехала вместе с семьёй. Решив посвятить себя изобразительному искусству, для продолжения образования уехала в Бельгию, в Брюссель, где училась в Королевской Академии изящных искусств. Работала в Мюнхене и Париже.

Накануне Первой мировой войны вернулась в Россию.

Являлась членом Еврейского общества поощрения художеств (ЕОПХ), основанного в Петрограде в ноябре 1915 (с марта 1916 действовало Московское отделение общества) для «развития пластических искусств среди евреев» и существовавшего до 1918 года. Художественная секция общества занималась устройством выставок и конкурсов, выпуском художественных изданий, организацией лекций по вопросам искусства, содействовала открытию школ и рисовальных классов. Состоялись три выставки общества: в апреле 1916 в Петрограде, в апреле 1917 и июле – августе 1918 в Москве. На двух последних Полина Хентова представляла свои работы. В конце 1918 члены ЕОПХ участвовали в создании Еврейской секции Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса).

Хентова входила в кружок еврейской национальной эстетики «Шомир», который был создан в 1916 году с целью создания современного искусства, опирающегося на традиции еврейской художественной культуры. Один из членов кружка, известный художественный критик, поэт Абра́м Э́фрос определял «Шомир» как объединение писателей, художников и музыкантов, «которые в своем искусстве хотят и могут быть евреями, не переставая быть детьми своего века». Наряду с Эфросом и Хентовой ключевыми фигурами «Шомира» являлись поэт Моисей Бродерзон, художник Лазарь Лисицкий, композитор Александр Крейн, коллекционер Яков Каган-Шабшай, другие. Кружок существовал до лета 1918 года.

Полина Хентова также экспонировала свои живописные произведения (портреты и жанровые композиции) на выставках общества «Мир искусства» (Москва, 1916; Петроград, 1917) и Московского товарищества художников (Москва, 1917, 1918).

С 1918 года Хентова состояла членом Московского профессионального союза художников-скульпторов, а также вступила в художественную секцию Култур-Лиге (Лиги культуры) в Киеве – еврейской культурно-общественной организации, целью которой было развитие образования, литературы и театра на языке идиш, а также еврейской музыки и изобразительного искусства.

В 1919 году Полина Хентова приехала к родственникам в Витебск, какое-то время посещала занятия в мастерской Марка Шагала в Народном художественном училище. Интересным фактом является, что благодаря Хентовой в витебском Училище появился руководитель архитектурной мастерской – известный художник-авангардист Лазарь Лисицкий. Безответно влюблённый в Хентову, он последовал за ней в Витебск, и, приняв предложение Шагала о должности преподавателя, работал в Училище до осени 1920 года.

В 1920 году Полина Хентова переехала в Германию, в Берлин. Давала уроки живописи, исполняла заказные портреты. Активно сотрудничала с берлинскими русскими эмигрантскими издательствами «Слово» и «Мысль», для которых оформила несколько книг. В том числе «Русские детские сказки» в обработке Александра Афанасьева (Слово, 1921), «Хоровод: 10 диалогов» Артура Шницлера (Мысль, 1922), другие.

В 1921 году представила свои произведения на Осеннем салоне в Париже.

В 1923 Полина Хентова переехала во Францию, в Париж. Занималась преимущественно живописью и графикой, делала кукол, снималась в массовках в кино.

Участвовала в «Выставке живописи и скульптуры: 33 русских художника», которая состоялась в марте 1925 года в парижском кафе «La Rotonde».

В 1926–1928 годах выставлялась в Осеннем салоне.

В 1929 Хентова проиллюстрировала библиофильское издание романа английского писателя XVIII века Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (издательство Black Sun Press/Editions Narcisse, Париж, 1929).

В 1930 году при поддержке английского художника Эдмонда Каппа, который в 1932 стал ее мужем, переехала в Лондон. Провела персональные выставки живописи и графики в лондонских галереях «Brandon Davies» и «Bloomsberry».

Умерла художница 21 марта 1933 года в Лондоне.

Произведения Полины Хентовой представлены в частных собраниях разных стран мира. Редким примером скульптурных работ Полины Хентовой является «Обнажённая» (1920-е – начало 1930-х), которая находится в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».