Зеликсон Сергей (Серж)
(1890, Полоцк, Витебская губерния — 1966, Париж)
Скульптор, гравер и медальер.
Скульптор Сергей Зеликсон принадлежит к числу тех представителей европейского искусства ХХ столетия, чья жизнь и творчество ещё ждут своих внимательных исследователей. Сведения, имеющиеся о художнике сейчас, немногочисленны, их достоверность не абсолютна. Но всё же, благодаря им, проследить некоторые этапы биографии Зеликсона возможно.
На сегодняшний день мы не располагаем бесспорными сведениями ни о точной дате рождения художника, ни о месте, где он появился на свет. По одной из существующих версий, Сергей Зеликсон родился в 1890 году в городе Полоцк Витебской губернии (сейчас – Витебская область), по другой – в городе Екатеринослав (сейчас – город Днепр, областной центр Днепропетровской области Украины). Неизвестно и о том, где и под чьим руководством в Российской империи художник получил начальное художественное образование.
Систематическая информация о Сергее Зеликсоне появляется лишь с 1914 года – времени его приезда во Францию, в Париж. Здесь он поступил на скульптурное отделение Национальной высшей школы изящных искусств, одного из старейших высших художественных заведений Франции, ведущих свою историю с XVII столетия.
Зеликсон занимался под руководством прославленных французских скульпторов академического направления Жана Антуана Инжальбера, самым известным произведением которого являются скульптуры моста Мирабо в Париже (1895–1897), и Поля Ландо́вски, одного из создателей знаменитой статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро в Бразилии (1922–1931). Талантливые художники и педагоги, они в течение многих лет преподавали в Школе изящных искусств, воспитав плеяду известных мастеров скульптуры ХХ столетия. Так, например, в 1909–1910 годах в течение шести месяцев в мастерской у Инжальбера занимался Осип Цадкин.
Скорее всего, под впечатлением от мелкой пластики Инжальбера, который очень много работал над созданием произведений так называемой кабинетной скульптуры – скульптуры малых форм, предназначенной для украшения интерьеров жилых домов, эту же область искусства как основное направление своей деятельности выбрал и Сергей Зеликсон. Кроме того, становление Зеликсона как профессионального художника совпало с новым расцветом этого вида станковой скульптуры, обусловленным возникновением и широким распространением в странах Европы и Америки нового художественного стиля – Ар-деко́.
Во время Первой мировой войны художник служил во Французской армии, в 1920 году получил французское гражданство.
Интересным фактом является, что в мастерской на улице Ларрей, 5, в Париже, которую снимал Зеликсон, некогда ранее работал выдающийся французский скульптор конца XIX – начала ХХ века Огюст Роден.
Кабинетная скульптура Сергея Зеликсона широка по жанровой тематике. Художник создавал бюсты, головы и портретные статуэтки известных исторических личностей и деятелей культуры, фигурки танцовщиц, композиции на мифологические и бытовые темы, аллегорические и эротические произведения, анималистическую скульптуру. Кроме того, занимался медальерным искусством и декоративной пластикой.
К галерее портретных бюстов знаменитых европейских композиторов, созданной Зеликсоном, принадлежит «Бюст Гектора Берлиоза» (около 1920) из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк». Чрезвычайно характерным для манеры художника произведением является статуэтка «Танцовщица» (1930-е) из этого же собрания.
Зеликсон пробовал себя в садово-парковой скульптуре: в 1931 году его произведение «Жанна д’Арк» было установлено в парке французского города Ле Пулиген (департамент Атлантическая Луара).
Художник регулярно экспонировал свои произведения на выставках. Участвовал в салонах: Осеннем (1924), Общества французских художников, Независимых (в 1920–1960 многократно). В 1921 году Зеликсон представил работы на «Первой русской выставке искусств и ремёсел», которая проходила в Лондоне в галерее «Whitechapel» (в ней приняло участие более 70 художников, в том числе, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Оскар Мещанинов, Пинхус Кремень, Савелий Сорин, Лев Инденбаум, другие). В дальнейшем скульптор продолжал активно участвовать в групповых выставках, проходивших в городах Франции: Париже, Лилле, Лионе, Ницце, Бордо.
В 1933 и 1934 годах Сергей Зеликсон провел персональные выставки в парижской галерее «Journal», в 1964 – в своей мастерской. В 1965 году Зеликсон представил свои работы на выставке Парижского медальерного двора.
Умер скульптор в апреле 1966 года.
Произведения Сергея Зеликсона находятся во многих частных собраниях и некоторых государственных музеях Франции, Великобритании, США, России, других стран мира. Две скульптуры художника представлены в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».