Олешкевич Иосиф Иванович (Юзеф)
(1777, Шидлув на Жмуди (сейчас – посёлок Шилувá Расéйнского района Каунасского уезда, Литва) — 1830, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик живописи Иосиф Иванович (Юзеф) Олешкевич родился в 1777 году в небогатой шляхетской семье в местечке Шидлув на Жмуди (сейчас – посёлок Шилувá Расéйнского района Каунасского уезда, Литва). Точная дата рождения не установлена. Известно, что отец художника увлекался музыкой, сам был неплохим музыкантом, и происходил из местечка Родошковичи Минской губернии (сейчас – посёлок в Молодечненском районе Минской области).
Работы начинающего художника заметил граф Александр Франтишек Ходкевич, при покровительстве которого Олешкевич поступил на факультет изящных искусств Виленского университета. Здесь в 1798–1799 годах Иосиф Олешкевич обучался на кафедре живописи и рисунка под руководством профессора Франциска Смуглевича, мастера классицистического искусства. По завершении обучения Олешкевич остался в Вильно, где наряду с занятием творчеством, давал уроки рисунка и живописи в частных пансионах города.
В 1803–1806 годах, благодаря финансовой поддержке Ходкевича, Олешкевич продолжил своё образование в Западной Европе – сначала в Дрездене, а потом в Париже, в школе изящных искусств, которая в это время являлась главным центром художественного образования во Франции. Согласно существующей информации, среди наставников Олешкевича был ведущий представитель французского неоклассцизма рубежа XVIII–XIX веков Жак-Луи Давид.
По возвращении из-за границы Иосиф Олешкевич жил и работал в Вильно, иногда выезжая из города для выполнения художественных работ, например, есть сведения, что по заказам своего покровителя художник работал на Волыни, где у графа Александра Франтишка Ходкевича были имения Чернобыль и Млынов.
Произведения Олешкевича, выполненные в традициях искусства классицизма, пользовались популярностью у заказчиков. И хотя сохранившиеся картины данного периода немногочисленны, они демонстрирую широту тематического диапазона художника, его особый интерес к сюжетам древней истории и портретному жанру, как например, полотна «Прощание гетмана Ходкевича с женой перед отправлением под Хотин» (1808), «Антиох и Стратоника» (1810), «Портрет князя Адама Ежи Чарторыйского» (1810).
В 1807 году, после смерти Франциска Смуглевича, Олешкевич претендовал на ставшее вакантным место профессора кафедры живописи и рисунка Виленского университета, однако по итогам конкурса эту должность получил Ян Рустем, ранее бывший адъюнктом (помощником) Смуглевича.
В 1810 году Иосиф Олешкевич переехал в Санкт-Петербург, где за короткий срок к нему пришла слава талантливого портретиста. Известно, что в течение петербургского периода художником было создано около сотни портретов, выполненных в лучших традициях европейского академизма, и отличавшихся, по словам современников, совершенным сходством с моделями. Среди почитателей мастерства Иосифа Олешкевича были многочисленные представители высшей знати, члены царской семьи, в частности мать императора Александра I Мария Фёдоровна, и императрица Елизавета Алексеевна.
В 1812 году за полотно «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных», которое в настоящее время находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, художник был принят в Императорскую Академию художеств и произведён в академики исторической живописи.
Олешкевич являлся одной из ключевых фигур польской общины Санкт-Петербурга. Все приезжающие из Беларуси, Литвы, Польши художники и писатели приходили в его дом и могли рассчитывать на живое участие в своей судьбе. Теплые дружеские отношения связывали Иосифа Олешкевича с Адамом Мицкевичем, который был выслан в Россию за членство в запрещенном патриотическом объединении студентов Виленского университета – Обществе филоматов. В 1824–1829 годах (с перерывами) Мицкевич жил в Санкт-Петербурге. 1828 годом датируется «Портрет поэта Адама Мицкевича» кисти Олешкевича. Художнику посвящено одно из стихотворений Мицкевича – «Олешкевич» (1832). В его строках нашла отражение интересная страница биографии художника – членство и высокое положение в одной из масонских лож Санкт-Петербурга: «Лицом красив и благородно строг… Поляк, художник. Но без дела лежит его палитра. Он всецело в науку чародейства погружён. И Каббалу он знает. Ходят слухи, что запросто беседуют с ним духи...».
Известно, что в начале 1820-х годов Иосиф Олешкевич возглавлял ложу Белого Орла, которая считалась главной среди других в городе, оказывая, как человек высокого морального авторитета, большое влияние на петербургскую знать, почти всю состоявшую из адептов масонства.
Современники описывают Олешкевича как человека, наделённого лучшими душевными качествами и христианскими добродетелями, большую часть доходов отдававшего на благотворительность, и даже порой доходившего в своем альтруизме до чудачеств. Публицист и литератор Осип Пржецлавский писал о художнике так: «Его благотворительность не слушалась никакого расчета; он всегда был без гроша, раздавая все бедным, вечно осаждавшим его квартиру... Ещё не было у нас обществ покровительства животным, а Олешкевич и словом, и делом распространял правила этих ассоциаций… Когда ехал на извозчике, не позволял гнать, не давал стегать лошадь… Страстью Олешкевича были кошки. Штатных было у него двенадцать и не мало сверхштатных; ему подкидывали новорожденных котят, он их принимал и воспитывал. Когда же приемыши подрастали, раздавал их по будкам полицейских постов. Будочникам Олешкевич давал за кошку 10, за кота 5 рублей, потом обходил эти посты, чтобы узнать о житье-бытье своих питомцев. Таким образом завелась у будочников мода иметь кошек… Доктрина Олешкевича… не убивать никакой жизни…»
5 октября 1830 года художник скончался и был похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Пржецлавский пишет: «Похороны Олешкевича представляли необыкновенное зрелище. За убогим черным гробом, который несли на Смоленское кладбище, чередуясь, друзья покойного, тянулась нескончаемая вереница экипажей... Пешеходов было так много, что, при переходе через Неву, они занимали почти весь бывший Исаакиевский мост. Но самую трогательную часть печального кортежа составляла толпа нищих, горько оплакивавших своего благодетеля». К сожалению, местонахождение могилы художника утрачено.
Произведения Иосифа Олешкевича представлены в коллекциях Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галереи в Москве, Национального музея в Варшаве, Литовского художественного музея в Вильнюсе, Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске, других государственных и частных собраниях.