Заборов Борис



Заборов Борис Абрамович
(1935 - 2021, Минск, Париж)

Художник, скульптор.

Выдающийся мастер современного европейского искусства Борис Заборов родился 16 октября 1935 года в Минске в семье живописца Абрама Заборова. От отца будущий художник получил первые уроки рисования и живописи, затем занимался в кружке изобразительного искусства, который вёл в минском Дворце пионеров и школьников художник Сергей Катков.

В 1949–1954 годах Борис Заборов учился в Минском художественном училище. В 1955 – поступил в Ленинградский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектура имени И.Е. Репина – старейшее и крупнейшее в России высшее художественное учебное заведение, ведущее свою историю от Императорской Академии художеств. В 1958 году перевёлся в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, который закончил в 1961 году по специальности «художник театра». Дипломная работа Бориса Заборова – эскизы декораций к опере советского композитора Кирилла Молчанова «Улица дель Корно» (по мотивам романа итальянского писателя Васко Пратолини «Повесть о бедных влюблённых», 1947).

В 1961 году Борис Заборов возвратился в Минск. В 1962 вступил в Союз художников БССР, членом которого являлся по 1979 год. В 1960–1970-е годы работал преимущественно в области книжной графики, проиллюстрировал и оформил десятки книг русской, белорусской и зарубежной классической и современной литературы, среди которых произведения Александра Пушкина, Фёдора Достоевского, Янки Купалы, Рыгора Бородулина, Уильяма Шекспира, Оскара Уайльда. Талант художника неоднократно отмечался престижными наградами республиканских, всесоюзных и международных книжных выставок, ярмарок, конкурсов искусства книги. Например, Борис Заборов награждён двумя бронзовыми (в 1965 и 1977 годах) и золотой (в 1971) медалями Международной выставки книжного искусства в Лейпциге, Германия. В течение 1971–1974 годов книги в оформлении художника завоёвывали первые премии конкурса «Самая красивая книга года» в Москве. К лучшим графическим произведениям Заборова этого периода относятся 8 оригинальных офортов к коллекционному библиофильскому изданию повести Фёдора Достоевского «Кроткая» (на немецком языке; издательство VEB Verlag der Kunst, Дрезден, 1978), другие.

В 1975 году Борис Заборов сделал декорации и костюмы к спектаклю по пьесе Александра Островского «Гроза» в постановке Леонида Хейфеца для минского Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы.

Важной частью творчества художника была станковая живопись, произведения которой по большей части он создавал «для себя». Позже Заборов напишет: «Выбор… между жизнью художника вне официального искусства, обреченного на нужду и остракизм, и судьбой художника книги, иллюстратора с высокими гонорарами и относительной независимостью от Союза художников, я сделал в пользу второго… Я предал мечту стать художником в близком для меня понимании». Часто задумываясь об эмиграции, в 1980 году Борис Заборов, наконец, решился уехать из Советского Союза.

С 1981 года художник жил и работал во Франции, в Париже, отдавая предпочтение станковой живописи, а в ней – портретному и пейзажному жанрам. Стиль живописных произведений художника 1980–2010-х годов, основанный на авторской интерпретации художественных особенностей искусства студийной фотографии начала прошлого века, резко отличен от картин минского периода. «Я приехал с яростным желанием начать свою жизнь заново, с нуля…», – пишет художник в своих воспоминаниях. Яркое воплощение манеры и мировосприятия художника демонстрируют «Женщина в белой шляпе» (1984), «Двойной портрет с куклой» (1993), «Мужчина с цветочным горшком» (1993), «Групповой портрет» (1995), «Семейный портрет» (1995), «Инфанта» (2003), «Дом» (2003), другие.

Кроме живописи, художник плодотворно работал в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, занимается скульптурой.

В 1992 году Борис Заборов создал 4 оригинальных офорта к изданию стихов Тонино Гуэрра «Nos empreintes» (издательство Edizioni d’arte Gibralfaro & ESM, Верона). В 2001 – художественное оформление и иллюстрации к изданию «Притяжение «Скупого рыцаря»» с факсимильным воспроизведением рукописи Александра Пушкина и ее переводом на английский язык (издательство Государственного Пушкинского театрального центра, Санкт-Петербург). В 2009 году репродукции картин Бориса Заборова были использованы в качестве иллюстраций к книге прозы Эдуарда Кочергина «Ангелова кукла», с приложением оригинального офорта художника (издательство «Вита Нова», Санкт-Петербург).

В 1990-х – начале 2000-х годов Борис Заборов сотрудничал с прославленным парижским театром «Комеди́ Франсе́з». Он создал костюмы к спектаклям по пьесам Михаила Лермонтова «Маскарад» (1992), Виктора Гюго «Лукреция Борджия» (1994), Ивана Тургенева «Месяц в деревне» (1996); декорации и костюмы к спектаклю по пьесе Мольера «Амфитрион» (2001–2002).

В 2007 году художник сделал сценографию и костюмы к спектаклю «451 градус по Фаренгейту» по роману Рея Бредбери в постановке Адольфа Шапиро для московского драматического театра «Et Cetera».

Борис Заборов активно выставлялся. В 1980–2010-х годах состоялось более тридцати персональных выставок художника в галереях и музеях разных стран мира: в Галерее Клода Бернара в Париже (1983), Музее «Матильденхох» в Дармштадте (1985), Галерее «Арт Пойнт» в Токио (1986, 1991, 2001), Музее ««Пале де Токио» в Париже (1989), Галерее «Манн» в Париже (1991), Гран-Пале в Париже (1992), Галерее Патриса Тригано в Париже (1992, 1993, 1994), Культурном центре института космических исследований в Тулузе (1994), Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве (1995), Выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге (1995), Галерее Энрико Наварры в Париже (1996), Галерее О’Хара в Нью-Йорке (1997), Галерее «Мими Фертц» в Нью-Йорке (2000, 2008), Галерее Валуа в Париже (2002, 2003, 2007, 2010), Галерее «Оффичина д’Арте» в Вероне (2004), Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (2005), Государственной Третьяковской галерее в Москве (2005), Галерее Уффици во Флоренции (2008), Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске (2010), другие.

Борис Заборов награждён многими престижными премиями и наградами, среди которых премия 36-го Международного конкурса современного искусства в Монте-Карло (Монако, 2002). В 2012 году художник стал кавалером ордена Французской республики «Искусство и Литература», в 2013 – избран в Почетные академики Российской Академии художеств (Москва – Санкт-Петербург). Произведения художника представлены в государственных и частных собраниях разных стран мира. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится две картины Бориса Заборова «Первое причастие» (1981) и «Обнаженная» (1960-е), относящаяся к раннему периоду творчества художника.

Умер в Париже в январе 2021 года.