Шварц Уильям-Самуэль
(1896, Сморгонь, ныне Гродненской области — 1977, Чикаго, США)
Живописец, график и скульптор.
Художник Уильям-Самуэль Шварц родился 23 февраля 1896 года в местечке Сморгонь Ошмянского уезда Виленской губернии (сейчас – город в Гродненской области) в многодетной еврейской семье Шмуэля Шварца.
Начальное художественное образование получил в виленской Рисовальной школе, где учился в 1908–1912 годах. Открытая в 1866 выпускником санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иваном Трутневым и существовавшая до 1915 года, школа была ведущим художественным учебным заведением на белорусско-литовских землях, через которое прошли многие известные мастера искусства ХХ века. Среди её учеников – Хаим Сутин, Файбиш-Шрага Царфин, Пинхус Кремень, Михаил Кикоин, другие.
В 1914 году Самуэль Шварц эмигрировал в США. В течение нескольких месяцев он жил у родственников в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк) и в О́махе (штат Небраска), работал маляром.
В 1915 году переехал в Чикаго (штат Иллинойс), продолжив своё обучение до 1917 года в Чикагском институте искусств – одном из старейших художественных вузов США, ведущем историю с 1866 года. Шварц занимался под руководством живописца Карла Альберта Буэра, яркого представителя импрессионизма в американском искусстве начала ХХ века.
Преимущественно работая в области станковой живописи, Шварц успешно пробовал себя в графике (создал цикл ню в технике литографии), скульптуре. Параллельно брал уроки оперного вокала (тенор), выступал в мюзиклах, оперных постановках, на радио, получил благоприятные отзывы, но предпочёл занятия изобразительным искусством пению.
В 1920–1930-е годы Уильям-Самуэль Шварц активно участвовал в групповых и провел три персональные выставки в Чикагском институте искусств. Первая из них состоялась в 1926 году и, принеся художнику достаточно широкую известность, стала началом его успешной карьеры. Произведения Шварца регулярно отмечались наградами Чикагского института искусств (1927, 1928, 1930, 1936, 1945).
Картины Уильяма-Самуэля Шварца разных лет демонстрируют внимательное изучение художником концепций ряда течений в искусстве конца XIX – первой половины ХХ века: символизма, фовизма, кубизма, сюрреализма, абстракционизма, и, до определённой степени, следование им. Так, например, многие пейзажи художника 1920-х годов («Деревня №1», 1927; «Сельский пейзаж», 1929, другие) отмечены явным влиянием кубизма; а серия живописных произведений «Симфонические формы» (1920–1930-е), выполнена в духе сюрреализма и абстракционизма.
Во время Великой депрессии – мирового экономического кризиса 1930-х годов, который сильно затронул США, Уильям-Самуэль Шварц был включён в число американских художников, которые получали заказы на создание произведений искусства в рамках Федерального художественного проекта (Federal Art Project), что было одним из способов оказания финансовой поддержки талантливым мастерам искусства. Шварц участвовал в оформлении павильонов Всемирной ярмарки в Чикаго (1933), создал фреску «Чикаго» в больнице в Кук Каунти (1935), росписи в почтовых отделениях в городах Фейрфильд, Эльдорадо, Питсфилд (все – в штате Иллинойс). Он также написал серию живописных произведений «Americana» (1930-е), которую составили групповые портреты выдающихся американских композиторов, художников, поэтов, ученых.
Пейзажи и жанровые произведения Шварца 1930-х годов, на которых художник в реалистической манере изображал виды и эпизоды из жизни маленьких американских городов, стилистически близки риджионализму – собственно американскому направлению в искусстве времени Великой депрессии, представителей которого вдохновляли образы и сюжеты американской провинции. Среди работ Шварца такого рода «Окраина города Мичиган», 1930; «Бригсвилл, Висконсин», 1936; «Окраина Галены», 1938, другие.
В 1930-х годах Уильям-Самуэль Шварц передал несколько своих произведений в СССР для музея в городе Биробиджан, который с 1934 года стал административным центром Еврейской автономной области.
С конца 1940-х годов Уильям-Самуэль Шварц почти исключительно работал в абстрактной манере. Вероятно, под влиянием идей Василия Кандинского, выдающегося мастера лирического абстракционизма и одного из основоположников этого направления, Шварц обратился к вопросам взаимодействия музыки, цвета и формы; занимался разработкой собственной теории.
Умер художник 10 февраля 1977 года в Чикаго.
Произведения Уильяма-Самуэля Шварца представлены в ряде музеев США (в том числе в Музее Чикагского института искусств, в Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне, в Метропόлитен-музее и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Музее искусств Далласа, других); в частных собраниях разных стран мира.
В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находится «Автопортрет» художника, созданный в 1930-х годах.