Томаш Маковский
(последняя четверть XVI – около 1630)
Печатник, художник и гравёр.
Информация о жизни выдающегося рисовальщика, гравёра и картографа начала XVII столетия Томаша Маковского, которой мы располагаем в настоящее время, крайне немногочисленна и отрывочна. Даже годы жизни Маковского большинство источников указывают лишь приблизительно, относя к периоду последней четверти XVI – первой четверти XVII века. Встречающиеся в ряде публикаций даты 1562 и 1575 как возможные годы рождения мастера не подтверждаются документально. Чрезвычайно разноречивы имеющиеся сведения и о предполагаемом месте рождения Маковского, которым, как считают некоторые исследователи, может быть и Гданьск, и некая деревня Макóво на Подляшье (северо-восток современной Польши), и какой-либо другой населённый пункт Речи Посполитой или пограничных с нею европейских государств.
Деятельность Томаша Маковского тесно связана с одним из могущественных магнатских родов Великого княжества Литовского – князей Радзивиллов: в начале XVII столетия мастер работал при дворе несвижской резиденции князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки (1549–1616). Считается, что он возглавлял княжескую мастерскую по оформлению книг, составлению и гравировке карт.
Самые ранние известные гравюры на меди Маковского датируются 1601 годом, – они украшают книгу Николая Христофора Радзивилла Сиротки «Паломничество в Святую землю и Египет», в которой описано реальное путешествие, предпринятое князем в 1582–1584 годах. Первое издание путевого дневника в латиноязычной переработке (изначально Радзивилл вёл его на польском языке) под названием «Hierosolymitana peregrinatio domini Nicolai Christophori Radzivili, ducis in Olyka, IV epistolis compraehensa» увидело свет в прусском городе Брунсберге (в настоящее время – Бранево, Польша) в 1601 году.
Кстати, в 1600–1601 годах в Брунсберге, вероятнее всего, находился и Маковский, совершенствовавший своё гравёрное мастерство под руководством Томаша (Фомы) Третера, гравёра, филолога и поэта, который, как считают исследователи, выполнил латиноязычную переработку дневника Радзивилла, снабдил издание предисловием и панегирическим стихотворением князю-путешественнику, а также создал для него портретное изображение Николая Христофора Радзивилла.
Гравюрами Томаша Маковского проиллюстрировано второе издание первого в Речи Посполитой пособия по коневодству и верховой езде – книга Кшиштофа Николая Дорогостайского «Гиппика, или Книга о лошадях». Впервые она была напечатана в Кракове в 1603 году. Второе издание, в котором были размещены гравюры Маковского, вышло в Познани в 1620. В дальнейшем книга также неоднократно переиздавалась.
Среди дошедших до нашего времени произведений Маковского, выполненных в качестве иллюстраций, – гравюры к «Панегирику Николаю Христофору Радзивиллу» братьев Скорульских (Несвиж, 1604), к «Статуту Великого княжества Литовского» (Вильно, 1619), другие.
В 1600–1609 годах Томаш Маковский создал ряд оригинальных гравюр – панорамных видов некоторых городов Великого княжества Литовского: Вильно, Гродно, Несвижа, Биржев, Клецка, Ковно, Троков, которые характеризуются большой подробностью изображений и, в настоящее время, являются ценными историческими иконографическими источниками. В стилистике гравюр Маковского ощутимо сильное влияние нидерландских художников.
Мастеру приписывается выполнение изображений Полоцкого, Улльского и Речицкого замков. Он также считается автором нескольких гравюр, посвящённых событиям войны Речи Посполитой с Россией 1609–1618 годов. Среди них «Осада Смоленска», «Представление на варшавском сейме 1611 года пленных царя Василия Шуйского и его братьев» (с картины итальянского живописца Томмазо Долабелла (1570–1650), работавшего в Речи Посполитой с 1600 года), другие. Вероятно, к этой же группе произведений относится и план-вид Москвы, выгравированный Маковским в 1611 году в Несвиже по рисунку Шимона Ендрашевича Сметаньского 1606–1608 годов. План довольно подробно представляет Москву в пределах внешнего кольца укреплений, на нём обозначены главные башни, храмы, монастыри, другие важные постройки города.
Однако главной работой Томаша Маковского принято считать его участие в создании первой крупномасштабной (1:1 300 000) карты Великого княжества Литовского, известной по амстердамскому изданию 1613 года, инициатором изготовления которой был князь Николай Христофор Радзивилл. Согласно мнению большинства исследователей, над подготовкой карты, которая велась с 1580-х годов, работало много специалистов, например, прославленный картограф из Силезии Матей Струбич, и роль Маковского, скорее всего, сводилась к исполнению подготовительных и окончательного чистового рисунка карты и его гравировке. Карта была закончена в 1599 году и впервые напечатана около 1603 года (в Несвиже, Гданьске или А́угсбурге). Второе отдельное издание карты вышло в 1613 году в Амстердаме в типографии известного голландского гравера и картографа Гесселя Геритса; копия карты была размещена в атласе амстердамского издателя карт Виллема Янсзона Блау, начиная с 1631 года Атлас Блау неоднократно переиздавался.
Гравюры Томаша Маковского, как правило, имеют именные сигнатуры, например: «Thomas Makouius», «Thomas Makowski», «Thom. Makow.», «Thomas Makowski Polonus», «T. M. Pol. Geograph», монограмма в виде соединённых латинских букв TМ.