Циковский Николай Степанович
(1894, Пинск — 1984, Вашингтон, США)
Живописец и график, художник монументально-декоративного искусства, педагог.
Сын рыбака. Отец поощрял увлечение рисованием. В 1910–1913 учился в Виленской рисовальной школе, в 1914–1918 – в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова у И. С. Горюшкина-Сорокопудова и у Г. (А.) Блюменфельда. Весной 1919 с группой учеников Блюменфельда участвовал в Первой государственной выставке картин и скульптур в Пензе, показав «синтетические портреты» в духе кубофутуризма. В сентябре 1920 в качестве художника-агитатора в Красной Армии приехал в Екатеринбург. Здесь вместе с А. А. Лабасом, К. Мацкевичем и А. Н. Парамоновым руководил Первой живописной мастерской в ГСХМ (бывш. Художественно-промышленная школа). В 1921 приехал в Москву и поступил во ВХУТЕМАС, учился у П. В. Кузнецова, И. И. Машкова и В. А. Фаворского.
В 1923 эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке. В 1929 принял американское гражданство. Первое время перебивался случайными заработками. В круг его друзей входили Д. Д. Бурлюк, братья Р. и М. Сойеры, Дж. Грэм. Оформил «левый» русский журнал «Китоврас» (1924. № 1), в 1925–1926 публиковал рисунки в русско-американском издании «Альманах пилигримов». Исполнил обложку к книге Е. Гусева-Оренбургского «Горящая тьма» (Нью-Йорк, 1926).
В 1924 участвовал в выставке Общества независимых художников, представив картину «Парень из Пензы» и был замечен критиком К. Бринтоном, который рекомендовал включить его произведения в экспозицию Международной выставки современного искусства в Бруклинском музее, а позже в 1932 – Выставки русского искусства «От реализма до сюрреализма» в Уилмингтоне.
К началу 1930-х от экспериментов в духе кубизма, пришел к реалистической манере, писал сцены из жизни портовых рабочих и безработных, портреты в интерьере, натюрморты, пейзажи окраин Нью-Йорка и Хэмптон-Бейс на Лонг-Айленде. Занимался литографией. В 1931 и 1932 провел в нью-йоркской галерее Daniel первые персональные выставки, укрепившие его репутацию. С 1933 сотрудничал с нью-йоркской галереей Downtown, с 1940 – с галереей Associated American Artists, где устраивались его персональные выставки. С 1932 участвовал в ежегодной выставке в Художественном институте Чикаго. В 1931 получил бронзовую медаль Н.-В. Харриса за картину «Долина» и 1-ю закупочную премию Ф.-Г. Логана за картину «Голуби», в 1932 – 1-ю закупочную премию за работу «Девушка перед зеркалом» на выставке «Современная американская живопись», позже такую же премию за «Пейзаж Нью-Ингленда» (1937), премию за картину «Девушка в зеленом» (1938), бронзовую медаль за портрет «Хью Коллинз» (1939).
Участник выставки американских художников Клуба Джона Рида в Москве (1932). В 1936 вместе с другими еврейскими художниками США передал свою работу в дар СССР для собрания будущего Государственного музея Биробиджана.
В 1936–1938 в рамках Федерального художественного проекта выполнил стенные панно на сюжеты из истории США для здания Министерства внутренних дел в Вашингтоне и почтамтов в Таусане и Сильвер-Спринге, шт. Мэриленд. В 1947 стал одним из 31 художников–подписантов т.н. «Заявление о гуманизме» (Statement on Humanism), в котором художники выступили против распространения в среде художественных критиков и музейных сотрудников взглядов об эзотеричности и эксклюзивности искусства.
С 1942 начал проводить летние месяцы на восточном окончании Лонг Айленда (Noth Sea) близ г. Хэмптон Бейс, где образовалась художественная колония Hampton Bays Art Group, которую составляли жившие в этом районе художники Давид Бурлюк, братья М. и Р. Сойеры, Арчил Горки, Милтон Эвери (Milton Avery), Джордж Констант (George Constant) и др. С начала 1970-х жил в Noth Sea постоянно.
В разные годы преподавал в Художественной школе в Колумбусе, шт. Огайо, в Академии художеств в Цинциннати, Художественном институте Чикаго, Художественной школе Коркоран, Лиге студентов-художников в Нью-Йорке и др. Автор иллюстраций к книге Франа Паркера «Русская азбука» (Parker F. The Russian Alphabet Book. New York: Coward-McCann, 1961).
Награжден премиями Пенсильванской академии изящных искусств (1937), Национального института искусств и словесности (1962) и Национальной академии дизайна (1964, член академии с 1970). В 1980 в Художественном музее Пэрриш (Parrish Art Museum) в Нью-Йорке состоялась итоговая ретроспективная выставка.
Представлен в Бруклинском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Бостонском музее искусств, Художественном Институте Чикаго, музее Метрополитен, музее американского искусства Уитни и многих других американских собраниях.
В 2008 в Музее Лонг Айлэнд (Long Island Museum) состоялась выставка «Рай богемы: Давид Бурлюк, Николай Циковский и арт-группа Хэмптон-Бейс». В 2008–2009 работы экспонировались в ГРМ и ГТГ на выставке «Американские художники из Российской империи»
Сын, Николай Циковский-младший, – искусствовед, специалист по американской живописи XIX века.