Пейзаж в СереКремень Пинхус, около 1950 г.

Холст, масло; 64,8×53,7 см Приобретено в 2011 г. в Париже у Надин Незавер
Произведение включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь

«Пейзаж в Сере» – одно из девяти произведений, представляющих в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» творчество яркого и самобытного живописца Парижской школы, уроженца Гродненщины, Пинхуса Кременя.

Подобно другим мастерам Парижской школы этот художник испытал в своих работах заметное воздействие европейского живописного авангарда и прежде всего, экспрессионизма с его повышенной, нервической надрывностью. Вместе с тем, Кремень никогда до конца не порывал с искусством фигуративным, жизнеподобным, не переставал доверять натуре. Сильно стилизованные, декоративные, наполненные мощным эмоциональным импульсом и напряжённым переживанием, с искажёнными формами и резкими цветовыми сочетаниями, но всегда узнаваемые образы его полотен рождались в результате внимательного наблюдения и переосмысления окружающей действительности. Не случайно любимыми жанрами художника были пейзаж, портрет и натюрморт, изначально подразумевающие связь с предметным, видимым глазу миром.

Оригинальная живописная манера Пинхуса Кременя нашла яркое отражение в «Пейзаже в Сере» из банковского собрания, создание которого специалисты датируют 1950-ми годами.

Сере – крохотный южный городишко во французских Пиренеях неподалёку от границы с Испанией. В первой половине – середине ХХ века он был местом чрезвычайно притягательным для художников и поэтов-модернистов. В 1910-х годах здесь «наездами» жили и работали мэтры кубизма – Пабло Пикассо и Жорж Брак. Именно в Сере ими были созданы работы, ознаменовавшие переход кубизма из его «аналитической» стадии в «синтетическую». В 1919–1922 годах здесь находился и самозабвенно писал свои полотна один из гениев Парижской школы Хаим Сутин. В разное время в Сере приезжали за вдохновением Хуан Грис, Амедео Модильяни, Анри Матисс, Андре Массон, Альбер Марке, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Сальвадор Дали, Макс Жакоб, Жан Кокто, Тристан Тцара и многие другие.

Жаркие средиземноморские краски Сере, сложный, ломаный ландшафт предгорий Пиренеев сыграли исключительно важную роль и в формировании индивидуальной манеры Пинхуса Кременя, подарили цвету на его холстах ослепительную насыщенность светом, а формам – динамичную пластику. В 1918 году художник впервые посетил Сере, и уже через год виды этого городка и его окрестностей составили значительную часть экспозиции первой персональной выставки Кременя, которая прошла в парижской художественной галерее Жака Поволоцкого. В дальнейшем Пинхус Кремень регулярно бывал и подолгу жил в Сере, а в 1960-х годах окончательно переехал сюда, обзаведясь в Сере домом и обустроив в нём мастерскую. Пейзажи Сере – его узкие улочки, памятники средневековой архитектуры, окружающий природный ландшафт, трактованные художником с разной степенью абстрагирования от непосредственных натурных наблюдений, запечатлены на многих картинах Кременя разных лет.

Главный герой «Пейзажа в Сере» из корпоративной коллекции банка – живопись – темпераментная, экспрессивная, построенная на сияющих угловатых цветовых пятнах и мощно прочерченных красочных линиях. Из их взаимосвязи складывается природный мотив: изображения деревьев с крепкими стволами и раскидистыми ветками на фоне холмистого пейзажа и высокого, пронзительно-голубого неба. В живописной среде без пространственной глубины и воздуха Пинхус Кремень словно изгоняет из предметов всё конкретное, кроме красящих пигментов. Причём, цвет предметов – это не столько атрибут их внешнего облика, сколько голос внутренней сути, как его чувствует и понимает художник.

Интенсивная, контрастная звучность цветовых соотношений – жёлтого и синего, бордового и зелёного, оранжевого и голубого, всполохи белого рождают спор между природным мотивом и «ходом» живописной работы кистью: глаз теряется в толчее ярких красок, которые живут на холсте будоражащей зрение, независимой от натуры жизнью. Вместе с тем, безудержное буйство кисти, чувственная жадность к ярким цветам, заполняющим для художника всю окружающую среду, искрящаяся и как будто колеблющаяся атмосфера картины, рождают впечатление удивительного упоения цветом, стихийной радости художника от процесса написания полотна.