Абрам Исаакович Моносзон оставил богатое и разнообразное творческое наследие: сюжетно-тематические и жанровые картины, пейзажи и натюрморты. Наиболее широкую известность принесли художнику созданные во второй половине прошлого века полотна о трагедии Холокоста, картины, вдохновленные библейскими сюжетами, а также цикл живописных произведений «Коммунальная Москва», с юмором и без прикрас отображающий жизнь обычных столичных жителей. И все же особое место в искусстве Моносзона занимают пейзажи – необычайно выразительные, полные энергии и чувства влюбленности в живую красоту природы.
Именно в пейзажных работах Абрама Моносзона с особенной яркостью проявился его выдающийся дар колориста, в полной мере раскрылась художественная манера, в которой своеобразно переплелись влияния классической русской школы пейзажа, искусства экспрессионизма и живописных традиций «Бубнового валета». Во время учёбы на художественном отделении Московского текстильного института, Абраму Моносзону посчастливилось заниматься под руководством известного советского живописца Александра Куприна. Выдающийся пейзажист, в прошлом деятельный участник русского авангардного объединения «Бубновый валет», Куприн считал Моносзона одним из своих лучших учеников и на общих выставках экспонировал работы молодого художника на одной стене со своими картинами. От своего учителя Абрам Моносзон воспринял идеи «русского сезаннизма», научился в полной мере использовать выразительные возможности цвета.
«Шепот осени» – один из двух пейзажей Абрама Моносзона, представленных в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк». Небольшая по размерам работа, написанная маслом на картоне, была создана художником в 1970-е годы в Коломенском. Живописные окрестности этого небольшого села в ближнем Подмосковье (в настоящее время Коломенское находится в составе Москвы) были излюбленным местом пленэров художника и запечатлены на его многих произведениях.
Большинство пейзажей Абрама Моносзона – осенние. Осень была любимым временем года художника. Примечательно, что Моносзон никогда не видел осень «унылой порой» – в его многочисленных осенних пейзажах практически не встречаются минорные настроения. В картине «Шепот осени» художник восторженно любуется последними аккордами симфонии цвета, когда природа, на пороге увядания, словно стремится явить миру всё богатство своих красок.
Композиция произведения, при всей своей естественности, тщательно продумана и выстроена. На ближнем плане художник изобразил невысокие холмы, покрытые последней травой и опавшими листьями. Над холмами, на фоне лазурно-голубого неба, возносятся силуэты величественных деревьев. Кисть художника мастерски передает всё разнообразие оттенков осенней листвы. Насыщенный коричневый, теплый желтый, изумрудно-зеленый и приглушенно оранжевый цвета смело соседствуют в палитре художника с холодными тонами лилового, фиолетового, розового, усиливая декоративное звучание произведения. Смелые контрасты пламенеющих оттенков оранжевого и желтого с пронзительной синевой неба звучат своеобразным гимном неповторимой красоте осенней природы. Лёгкими мазками автор изображает голые ветви деревьев, уже утративших свой наряд. На дальнем плане очертания холмов сливаются с линией леса.
Располагая деревья на вершине холмов, художник подчеркивает впечатление их устремленности ввысь. Деревья тянутся ветвями к небу, словно желая отдаться воле осеннего ветра. А его дуновение передано в пейзаже настолько живо и убедительно, что, кажется, вот-вот услышишь шелест листьев – тот самый «шепот осени». Плавные очертания холмов, словно в замысловатом танце склонённые деревья, завихрения бегущих по синему небу облаков – всё в картине связано единым плавным движением и общим настроением, которое созвучно эмоциональному состоянию художника. Написанный темпераментно, свободно, энергичными мазками различной интенсивности, порой даже сгустками краски, пейзаж передает радостное и взволнованное восприятие Абрамом Моносзоном жизненной мощи и многообразия природы.