В усадьбеМаневич Абрам, к. 1900-х – 1910-е

Холст на картоне, масло; 79,5×65,8 см Приобретено в 2015 у частного коллекционера из России

Картина «В усадьбе» из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» кисти известного художника-модерниста первой половины ХХ столетия Абрама Аншеловича Маневича была написана в период творческого становления художника: экспериментальных живописных поисков, дебютных персональных выставок в Мюнхене, Киеве и Париже, признания и первых приобретений его работ в частные и музейные собрания.

В конце 1900-х – начале 1910-х годов пейзажист Абрам Маневич получил достаточно широкую известность как «певец провинции».

Тесные улочки и окраины маленьких городков и местечек, покосившиеся церквушки, старые усадьбы, осенние аллеи, распутицы, весенние солнечные блики на стенах домов и лужах – вот, пожалуй, основной репертуар произведений Маневича. Но за каждым, на первый взгляд, незамысловатым сюжетом, стоит сложная эмоциональная составляющая, то, что позволило критикам говорить о рождении самобытного мастера «со своим недюжинным пониманием интимной красоты пейзажа», «тонко чувствующего… тоску человеческую».

К числу таких произведений принадлежит и картина «В усадьбе», где художник обратился к своей любимой поре года – осени.

Осенний парк, окружающий старый усадебный дом с монументальным колонным портиком торжественного входа, как будто переносит зрителя в некий особенный мир, где неторопливо идёт время и незаметно утекает человеческая жизнь. Хрупкая, и словно не совсем реальная, женская фигура, которую Маневич изображает на скамейке возле дома, усиливает лирическое звучание произведения, придаёт ему особый меланхолический характер, привносит в картину оттенок ностальгии: за строгими вертикалями колонн художник действительно «ощущает человеческую тоску» о безвозвратно прошедшей жизни.

Элегичность изображенного пейзажа подчеркивается композиционным строем произведения, сдержанной декоративностью его решения. Струящиеся и переплетающиеся ветви деревьев создают своеобразное кружевное обрамление картины, отделяющее зрителя от  изображенной сцены. Музыкальность ритмов ветвей деревьев органично соотносится с теми содержательными задачами, которые ставил перед собой живописец – передать хрупкость внутреннего мира, чувства и переживания одинокой героини. В этой круглящейся пластике также отчетливо прослеживается влияние стиля модерн, с которым художник познакомился, проходя курс обучения в Мюнхене в школе-студии Антона А́жбе и Академии художеств.

В картине, в целом, отразилась тенденция к нарастанию декоративизма в творчестве художника. Не отказываясь от оптической правды, обращаясь к одному из излюбленных мотивов импрессионизма, идеи которого были особенно близки художнику в ранний период творчества, – фигуре в пейзажном «окружении», Абрам Маневич, вместе с тем, переносит внимание с изображения отдельных предметов и фигур на общую орнаментальность форм, пластику линий, что придает произведению иносказательность, многозначность.

Важную роль в картине играет и символика цвета: гамма лиловато-голубоватых, зеленоватых и золотистых тонов рождает ностальгическое чувство невозвратимости прошлого, состояние глубокой грусти. Абрам Маневич как никто другой умел через цвет выразить сложные настроения, наполнить колорит особой эмоциональной силой. Не случайно один из современников Маневича, художник-авангардист Давид Бурлюк называл его «магом и чародеем красок», «дирижером оркестра, в котором краски играют в унисон без единой фальшивой ноты звучания».

Любование провинциальной тишиной, поэтизация будничности в творчестве Маневича имеет в определенной степени укорененность биографического характера. Рожденный в небольшом белорусском городе Мстиславле, с одноэтажными домами и узкими кривыми улочками, он через всю свою жизнь пронёс особое трепетное чувство к изображению околиц и окраин, к камерному мотиву родного дома, который мы все когда-то покидаем, но куда мечтаем непременно вернуться.

К сожалению, сам художник не смог вернуться на родину. Трагизм бытия революционного времени коснулся и его семьи. В 1921 году Маневич был вынужден уехать за границу, предполагая, что покидает свой дом на время, оказалось – навсегда… Но и обосновавшись в США, где жил и работал до конца жизни, художник остался верен себе, продолжая отображать мир «маленького человека», поэтизировать и прославлять красоту обыденного.