НарциссыМоисеенко Евсей, 1970–1980-е

Холст на картоне, масло; 79,7×49,5 см Приобретено в 2016 у частного коллекционера из России

Творчество уроженца Гомельщины, известного советского живописца, народного художника СССР Евсея Евсеевича Моисеенко, в корпоративной коллекции «Белгазпромбанк» представлено натюрмортом «Нарциссы». Эта картина принадлежит к числу поздних работ Моисеенко. Созданная в 1970–1980-е годы, она относится к последнему периоду его творческой деятельности, когда произведения художника приобрели особенную лиричность, неторопливость повествования, отражая его стремление к философскому осмыслению действительности.

Монументальный по своей природе талант Евсея Моисеенко нашёл наиболее полное выражение в сюжетно-тематических полотнах крупного формата. Большой известностью пользовались картины художника, посвященные гражданской и Великой Отечественной войнам, – они не раз были отмечены высокими государственными наградами и премиями. Работа же над натюрмортами, по признанию самого живописца, являлась для него своеобразным отдыхом. Моисеенко говорил, что обращался к этому жанру, когда после завершения больших, композиционно сложных картин ему требовалась некая передышка, «разгрузка», пауза для осмысления возникающих перед ним новых проблем.

Для Евсея Моисеенко, как и для многих других советских живописцев, которые преимущественно работали в так называемых «больших» жанрах, натюрморт был своего рода творческой отдушиной. Он давал возможность отойти на время от заданности и определённых ограничений «социально значимой» тематики, насладиться свободой, сосредоточившись на оттачивании техники, на поисках новых путей и решении сугубо живописных задач.

Натюрморты Евсея Моисеенко – глубоко личные работы-раздумья о прекрасном, о природе вещей, об отношениях человека с окружающим миром – сегодня по праву занимают достойное место в его творческом наследии. 

В «Нарциссах» художник обращается к традиционному для жанра натюрморта сюжету с букетами цветов, который решает в своей характерной манере, сочетающей точный, чеканный рисунок и тоновое моделирование формы со свободной, широкой, доходящей до экспрессии, живописью.

Смысловой центр произведения – своеобразный «дуэт» двух букетов, составленных из изящных белых нарциссов и жёлтых первоцветов. Цветы, оттеняющие и дополняющие красоту друг друга, помещены в простые, не отвлекающие на себя внимания, стеклянные стаканы. Выбор именно этих цветов, безусловно, важен для живописца, ведь первоцветы и нарциссы – символы весны. А в этом удивительно красивом натюрморте главная задача художника – создание весеннего образа, и с ней он справился виртуозно. Передаче весеннего настроения способствуют сочетания прохладных сине-голубых, фиолетовых, серых тонов, преобладающие в картине, обилие белого цвета, изображение окна, через которое видна свежая зелень.

Художник вводит в картину элементы интерьера и пейзажа, помогающие полнее реализовать образно-композиционный замысел работы. Тонко подмеченные детали – небрежно повешенная на гвозде куртка, уютное кресло в углу – одушевляют натюрморт теплом человеческого присутствия и «осовременивают» его.

Моисеенко раскрывается в полотне как великолепный колорист. Используя близкие оттенки светло-голубого, светло-серого, белого он добивается замечательного по своей достоверности эффекта прозрачности воды и стекла, игры теней на белом полотне скатерти. Удачно найденные сочетания фиолетовых стен и коричневого деревянного пола комнаты, акценты тёплого желтого цвета в изображении сердцевинок нарциссов придают палитре полотна особую звучность, декоративную выразительность. Мастерство художника расковано: быстрой, даже чуть небрежной кистью он с явным наслаждением воплощает характерную выразительность предметного мира, рассказывая зрителю о том, что жизнь прекрасна.