Произведения Сальвадора Дали теперь можно увидеть в галерее «Арт-Беларусь»25.02.2022

24 февраля 2022 года в Республиканской художественной галерее «Дворец искусства» и галерее «Арт-Беларусь» открылась уникальная выставка подлинников печатной графики Сальвадора Дали из частных коллекций. Это более 130 произведений художника – ксилографии, офорты, литографии и гелиогравюры, которые позволяют окунуться в атмосферу эпохи и почувствовать талант мастера.

Сальвадор Дали (1904-1989) является одним из главных художников-новаторов и экспериментаторов XX века. Он стал участником или инициатором тех великих творческих трансформаций в искусстве, которые произошли в мировом искусстве в первой трети XX века. В зале «Арт-Беларусь» представлено 56 работ Сальвадора Дали и 45 картин из корпоративной коллекции Белгазпромбанка.

На вопрос о том, как связано творчество великого сюрреалиста и белорусских художников Парижской школы, картины которых составили основу коллекции Белгазпромбанка, ответил куратор выставки, руководитель проекта «Арт-Беларусь» Александр Зинкевич:

– Став одним из самых ярких представителей сюрреализма, Дали пробовал найти свой стиль, экспериментируя с методами кубизма, как Лев Юдин, Ефим Рояк, Дмитрий Санников и Марк Шагал. Как и Шагал, Сальвадор Дали осознанно и очень глубоко погружался в библейскую тематику и создал свои знаменитые серии графических картин (“Библейские сюжеты” и “Божественную комедию”). Параллельно с кубизмом и сюрреализмом в европейском искусстве развиваются два других художественных стиля, которые во многом определили пути развития изобразительного искусства XX века – экспрессионизм, с которым связано творчество Хаима Сутина, и абстракционизм, в котором реализовал свой творческий гений Осип Цадкин. При всём том, что вышеназванные художественные стили имеют принципиальные концептуальные различия, они все являются частями глобального авангардного искусства. Остаётся подчеркнуть, что вышеназванные авторы в значительной степени состоялись как творческие личности в Париже, который стал настоящим плавильным котлом, создавая новые стили и направления – это уникальное пространство в очень ограниченные сроки собрало наиболее ярких творческих личностей Европы, и процесс их взаимного творческого обогащения очевиден.

Выставка работает по 3 апреля 2022 года.

Как Дали создавал свои творения

Иллюстрации для «Божественной комедии» С. Дали признаны лучшими из созданного им в книжной графике. За 55 месяцев появились 100 акварелей, которые затем перевели на печатные пластины (3500 специальных деревянных досок). Дали сам контролировал процесс создания ксилографий. На выставке эта серия представлена частично.

Для серии работ к повести «Треуголка» изготовили бумагу с авторским штампом – силуэт треугольной шляпы.

Дали постоянно экспериментировал с камнями и методами нанесения на них изображения. Во время работы над 13 литографиями к «Дон Кихоту» появился авторский метод нанесения литографической краски на камни – «булетизм» (от французского «буль» – шар). Вместо карандаша или кисти - пневматический пистолет с начиненной тушью дробью. С помощью такого инструмента художник расстреливал краской основу будущей литографии.

Девочка со скакалкой в руках – центральный образ, связывающий иллюстрации Дали к произведению «Алиса в Стране чудес» воедино. На каждой гравюре – силуэт героини, отбрасывающий контрастную тень. Книгу с фронтисписом-гравюрой Сальвадор Дали в 1969 году выпустил нью-йоркский издательский дом Press-Random House. Художник сделал рисунок гуашью к каждой из 12 глав. Эти изображения впоследствии стали основой 12 экзотичных гелиогравюр.

На тему «Моисей и монотеизм» Дали сделал 10 оригинальных литографий с офортом. Глубокая печать на пластинах из чистого золота выгравирована мастером алмазным острием. Гравюры серии напечатаны на овечьей шкуре тиражом 250 экземпляров.

Серия «Сновидения» представлена 6 офортами сухой иглой с пошуаром. Жанр «видения», развивавшийся в Средневековье со временем приобрел сатирический характер. Франсиско де Кеведо по мировоззрению и художественному методу принадлежит к новому периоду испанской культуры, получившему название Барокко и явившемуся своеобразной реакцией на кризис гуманистических идеалов эпохи Возрождения.