Полоцкая школа

Полоцкая художественная школа сформировалась в рамках образовательной системы иезуитов, которые в 1579 г. открыли в Полоцке коллегиум. Сначала художественные специальности не были оформлены как самостоятельные дисциплины, а развивались благодаря потребностям школьного театра и для декорирования разнообразных религиозных процессий и праздничных церемоний. В XVIII в. был введен курс архитектуры. Тогда же в Полоцке плодотворно развивалась портретная живопись. При иезуитском и доминиканском монастырях были созданы портретные галереи. В начале 1770-х гг. в Полоцке работал выдающийся художник позднего барокко Cымон Чехович. В 1785 г. в Полоцк приезжает архитектор, математик, музыкант, филолог, медик Габриэль Грубер (1740–1805). Он существенно расширил границы художественного образования, создал для него великолепную базу.

С 1812 по 1820 г. коллегиум реформируют в Академию иезуитов со всеми правами университета. Ежегодно во время публичных экзаменов проводили выставки, а талантливых учеников посылали за рубеж на стажировку. Знаменитый портретист Валентий Ванькович (1800–1842) учился 6 лет в Полоцкой академии.

После закрытия Академии иезуитов (1820) в ее зданиях был размещен переведенный из Витебска лицей пиаров, где начал творческий путь создатель академического натюрморта, пейзажист и портретист Иван Хруцкий (1810–1885).

Полоцкая художественная школа возникла и развивалась параллельно с Виленской и прошла через стили барокко (С. Чехович, портреты доминиканцев), классицизм (Г. Грубер, Ф. Толстой, Р. Слизень), романтизм и бидермейер (В. Ванькович, К. Боровский, Т. Бычковский, И. Хруцкий).