Время экспериментов (Витебский авангард)
Город Витебск в первые послереволюционные годы оказался в русле больших авангардных и сегодня уже всемирно известных художественных экспериментов, которые превратили его в крупнейший центр революции искусства. В сентябре 1918 г. рожденный в Витебске художник Марк Шагал был назначен Народным комиссариатом просвещения уполномоченным по делам искусств Витебской губернии. Он был инициатором создания в Витебске художественного учебного заведения и пригласил на преподавательскую работу художников с авангардным мышлением. Первым директором Витебского народного художественного училища был назначен художник из Петербурга Мстислав Добужинский. По идее М. Шагала обучение должно было организовываться в соответствии с принципом свободных мастерских, что позволяло учащимся выбирать педагогов и вместе с ними творческие направления. Благодаря различным субъективным причинам именно Витебская школа (1919-1923) стала местом творческих экспериментов мирового масштаба.
В 1919 г. на преподавательскую работу в Витебск приехал К. Малевич. Он разработал собственную педагогическую систему, создал творческое объединение Уновис («Утвердители нового искусства»). Уновис, по представлениям К. Малевича, должен был стать «партией в искусстве», организацией борцов за новые идеи в творчестве и жизни, основанные на принципах супрематизма. Под его руководством в Витебске состоялась реконструкция футуристической оперы «Победа над солнцем» и супрематического балета в постановке Н. Коган – по сути, одного из первых в мире перформансов. Самым последовательным сторонником К. Малевича в Витебске был Л. Лисицкий. В Витебске он создал первые свои «проуны» (название от «проекты Уновиса»).
Художественный феномен послереволюционного Витебска связан с деятельностью знаменитых творцов ХХ в., в первую очередь М. Шагала, Л. Лисицкого, К. Малевича, взрастивших и развивших свои творческие концепции на местной почве. Витебские последователи творческих экспериментов, поисков новых путей в искусстве создали среду, способную свободно мыслить, рождать идеи, , Мощный взрыв художественных идей, который состоялся в Витебске послереволюционного времени, поставил небольшой белорусский провинциальный город наряду с крупнейшими мировыми художественными центрами.