Художники из Западной Беларуси
Понятие «западно-белорусская художественная школа» демонстрирует различие путей, по которым разошлось белорусское искусство после 1921 г.
В Западной Беларуси –территории, которая с 1921 по 1939 гг. находилась под управлением Польши, с населением свыше 5 млн., не было ни одного художественного учебного заведения. Главную просветительскую роль в становлении белорусского искусства играло Вильно (Вильнюс) – историческая столица Великого княжества Литовского, в первую очередь ее университет, воссозданный в 1919 г. Были Варшавская школа искусств и Краковская академия искусств, а также школы в сопредельных странах.
Фердинанд Рущиц (1870–1936), который учился в Петербургской академии художеств, стал выдающимся пейзажистом. Антипод «аристократу» Рущицу, не менее значимый художник из Западной Беларуси – Я. Дроздович (1888-1954), которого называли «уездным Леонардо да Винчи» за разносторонность его творческих устремлений, был приверженцем исторического романтизма и космической темы. Сельский интеллигент, художник Павел Южик (1874–1944) писал портреты односельчан и пейзажи в манере импрессионистов. Петра Сергиевича (1900–1984) можно назвать универсальным художником: он был способен работать почти во всех жанрах, выполняя сюжетно-тематические картины, жанровые сцены и исторические полотна, пейзажи и портреты. Живописец создал своего рода галерею характеров белорусов XX ст. – крестьян, рабочих, студентов, творцов, интеллигентов, духовных лиц. Сергей Вишневский (1909–1992) также избрал направление «демократичного» портрета. Его очень профессиональные работы отражают психологию человека в лучших реалистических традициях.
Пристальное внимание к человеку – характерная черта, присущая творчеству большинства западно-белорусских художников. Даже в пейзажах Дмитрия Крачковского (1910–1991) чувствуется созвучие чувствам его соотечественников.