Художники и Великая Отечественная война
Начиная с 1940-х гг. военная тема была первой и важнейшей для белорусского искусства и оставалась таковой на протяжении более чем полувека. Военная тема для белорусского искусства второй половины ХХ в. стала высшим мерилом мастерства творческой личности, тем, чем для живописца ХІХ в. являлась тема историческая либо мифологическая. Сейчас военная тема воспринимается даже шире: как героико-патриотическая.
Все художники, призванные на фронт и работавшие в тылу врага, начинали как плакатисты, авторы графического репортажа, даже если были живописцами или скульпторами. Плакат, рисунок, карикатура были остро востребованы временем. В 1941 г. скульптор З. Азгур работал иллюстратором плаката-газеты «Раздавим фашистскую гадину», П. Гавриленко рисовал плакаты-призывы, И. Ахремчик создавал эскизы плакатов для журнала «Партизанская дубинка». Художники-бойцы С. Романов, А. Волков, Г. Бржозовский, М. Моносзон делали зарисовки, сражаясь в партизанских отрядах и в действующей армии.
В искусстве ХХ в. можно выделить три сформировавшиеся поколения художников, затронувших в своем творчестве тему войны. К первому относятся очевидцы – те мастера, чья творческая зрелость пришлась на военные годы. Второе поколение составляют художники так называемого военного детства, пришедшее в искусство уже в 1960-е гг. К представителям третьего поколения относятся наши современники – художники, родившиеся в 1950–1960-е гг., и знающие войну по произведениям искусства и со слов родителей. Каждое поколение привносило в тему войны свое, присущее времени и судьбе мироощущение.
Началом напряженных поисков в осмыслении войны в контексте реалий мирной жизни можно назвать рубеж 1950–1960-х гг., а продолжением – все последующее десятилетие, в которое полностью укладывается так называемый суровый стиль в белорусской советской живописи. В это время все яснее утверждается отношение к событиям войны как теме исторической, восприятие ее как великого этапа истории советского народа, что сказывается и на концепции большинства произведений как в шедеврах «Оборона Брестской крепости» И. Ахремчика, «Партизанская мадонна» М. Савицкого, «О Великой Отечественной» М. Данцига, «Жажда» А. Кашкуревича, в других выдающихся произведениях, наполненных пафосом героизма, философскими обобщенями. Эмоциональность, историческая правда, отраженная в работах художников военного времени, всегда будут иметь особый статус в истории белорусского искусства.