Исторический романтизм
Hеоромантизм рубежа ХХ–ХХІ вв., с обретением Республикой Беларусь независимости, оказался востребованным и обрел особую актуальность на новой волне патриотического подъема. В работах художников проявилось идеализированное, романтическое восприятие далекого прошлого в противовес критичному видению недавно минувших десятилетий.
Термином «исторический романтизм», как правило, обозначают феномен, который передавал своеобразие переходной эпохи XIX–XX вв. Однако в 1980–1990-е гг. острые социально-политические и экологические проблемы изменили взгляд художников на темы и проблемы, которые еще в недавнем прошлом достаточно устойчиво определяли облик белорусского искусства. Многие отечественные авторы связали свое творчество с национальной культурной памятью, отражением образов малой родины, с народной культурой, философией, историей, мифологией, библейской тематикой. Современное показывалось сквозь призму прошлого, а прошлое воспринималось с точки зрения сегодняшнего дня.
Тематику многих работ Н. Селещука определяет странничество как один из наиболее распространенных мотивов романтической культуры. Народный художник Беларуси В. Шарангович в иллюстрациях к романтической поэме «Пан Тадеуш» А. Мицкевича который развернул широкую картину жизни белорусской шляхты. Внимание к внутреннему миру героя картины характерно для творчества В. Товстика. Главную задачу художники видят в преобразовании действительности, в поэтизации бытия, в стремлении к идеалу. Картины строятся как бы в двух временных измерениях. Одно – реальное, познавательное, ограниченном рамками конкретного места, конкретного времени, как, например, у В. и М. Басалыг, Г. Ситницы, Ф. Янушкевича. Другое –сверхреальное, где автор апеллирует к эмоциям, памяти, едва уловимых движений и состояний души, как в работах В. Кожуха, В. Савича, Н. Селещука.
Исторический романтизм 1980–1990-х гг. обозначает целиком очерченное и понятное явление в отечественном искусстве. Однако как историко-культурное понятие исторический романтизм не стал устойчивым термином, потому что обозначал не столько конкретные стилистические модификации, сколько общие свойства, дух времени. Исторический романтизм 1980–1990-х гг. развивался как альтернатива натурализму, как прорыв из повседневного бытия к возвышенной, временами идеализированной сверхреальности. Все это сформировало культурный облик того времени, но с началом XXI в. исторический романтизм не исчезает целиком, он дает толчок творческой инициативе и сегодня, проявляясь в работах многих современных художников.