Ренессанс и барокко
Белорусские земли уже в XII в. являлись местом встречи Востока и Запада. Духовная культура Великого княжества Литовского с самого начала (ХIII–ХIV вв.) строилась на двух великих христианских традициях: православной восточной и латинской западной. Тем не менее, до первой трети ХVI в. в духовной жизни преобладало православие, развивавшее византийско-балканское наследие.
Влияние латинской культуры стало заметным в римско-католических иконах, в которых события библейской истории художниками эпохи Ренессанса переносились в обстановку того времени, а идеальные образы святых приближались к портретному облику благородных светских особ. Сохранившиеся примерами ренессансного стиля в искусстве Беларуси являются гравюры в изданиях Франциска Скорины, а также в книгах, изданных православными, католическими, протестантскими общинами.
Подписание в 1596 г. Брестской унии засвидетельствовало попытку объединить православную и католическую церкви и создать униатскую церковь. Художники Белорусской школы иконописи стали вводить в иконы сцены реальной жизни. В XVII в римско-католических храмах появились резные ( в основном деревянные) скульптуры.
Религиозная толерантность в Великом княжестве Лиовском способсвовала иммиграции. Еврейские общины были центрами ювелирного искусства. Великие князья приглашади татар на службу во время войн с Тевонским орденом. Их книги создавались на белорусском языке арабским письмом. Сароверы, которые отособились от Русской православной церкви, поселились недалеко о Гомеля, в Ветке, которая стала одним из центров их религиозной и кульурной жизни, где создавались рукописные и печатные книги, писались иконы высокого художесвенного уровня.
Во второй половине XVI в. и в XVII в. аристократы стремились жить «по-европейски». Строились замки, которые украшались барочными портретами так называемого «сарматского» стиля, основанного на убежденности в том, что шляхта Великого княжества Литовского происходила от древних воинственных сарматов и поэтому отличалась от славян и от западноевропейской аристократии одеждой, манерами и т.д.
В эпоху барокко Радзивиллы основали ряд мануфактур, на которых производились кафель, фаянсовая посуда (в Свержене), люстры, стеклянная посуда ( в Налибоках и Уречье), кунтушовые пояса—наиболее характерный элемент мужской одежды ( в Слуцке).
Дворцы магнатов с их театрами, библиотеками, коллекциями произведений искусства были основными центрами культуры того времени.