Художественные школы Мюнхена
С 1880-х гг. устаревшее консервативное академическое образование, которое давала Академия художеств в Санкт-Петербурге, перестало удовлетворять молодых художников из Беларуси. Их начали интересовать художественные школы Европы. Мюнхен, с его Королевской академией изобразительных искусств и сетью частных школ, был одним из объектов их внимания.
Одним из наиболее известных выпускников Королевской академии был Альфред Ромер, род которого берет начало в Беларуси. В 1880 г. в Королевскую академию изобразительных искусств поступил сын слонимского раввина Израиль Крупене. Уроженец Мстиславля Абрам Маневич в учился в Академии изобразительных искусств, где на его мировосприятие повлиял изысканный, немного изломанный стиль известного художника модерна символиста Франца фон Штука.
Часть художников из Беларуси отдавала предпочтение частным школам. Зенона Ленского привлекла школа, основанная знаковой личностью в польской колонии в Мюнхене – баталистом Йозефом Брандтом, который воспевал жизнь польской шляхты. Роберт Генин, родом из Высокого Климовичского уезда, учился в школе словенца Антона Ажбе, в которой уделяли особое внимание изучению анатомии человеческого тела.
В начале ХХ в. Мюнхен с его школами стал лишь прелюдией к художественному Парижу, необходимым этапом ухода от академизма, усвоения новых тем и мотивов, понимания изображения формы в рисунке и живописи. Многие мастера, выходцы из Беларуси, – Зенон Ленский, Роберт Генин – уехали из Мюнхена ради парижских академий, где витал дух новаторов: импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов. Именно там они продолжили свое обучение и сформировались как мастера живописи.