Инситное искусство
Расписные ковры (наивные живописные работы на холсте, которые обычно вешались на стенах у кроватей) возникли и получили развитие в конце XIX – первой половине ХХ в. на стыке массовой и народной культур.
Непосредственными создателями жанра расписного ковра следует считать городских художников – авторов вывесок для магазинов, декораций фотоателье и настенных росписей в парикмахерских, банях, столовых в малых городах и местечках. Они упрощали сюжеты живописной классики, сочетали их с архетипами народного искусства, придавая им новые смыслы.
Художник и преподаватель Язеп Дроздович (1888-1954) избрал судьбу странствующего художника, осознанно используя жанр расписного ковра для эстетического просвещения крестьян. Шедеврами белорусского инситного искусства являются ковры Елены Киш (1896-1949). Она не получила специального художественного образования, однако оригинальные по сюжетам работы, в которых сочетаются декоративно-орнаментальная и сюжетная живопись, ставят ее в ряд всемирно известных художников-примитивистов.
Расписные ковры Я. Дроздовича и Е. Киш являются образцами встречи и взаимопроникновения высокой и народной культур. Эта встреча произошла благодаря тому, что модерн перенял от романтизма интерес к фольклору. Эпоха модерна способствовала открытию феномена инситного (наивного) искусства, которое соответствовало постимпрессионистским тенденциям развития европейской живописи и стало самостоятельным течением в культуре ХХ в.