Белорусский абстракционизм

В силу объективных факторов непредметные произведения начинают создаваться в искусстве Беларуси лишь в период зарождения т.н. «белорусского авангарда» – 80–90-е годы ХХ века. В это время авторы, пытаясь восстановить прерванную связь, обратились к различным течениям модернизма первой половины столетия. Важное место в их творческих поисках занял абстракционизм. Как апогей подобных исканий, оформилось легендарное объединение «Немига-17». Участников этого объединения (Зоя Литвинова, Леонид Хоботов, Николай Бущик и др.) сближало стремление к преодолению кризиса соцреалистического метода через освобождение живописи от предмета.

Феномен возрождения абстракционизма в современном белорусском искусстве напрямую связан с наследием педагогической и творческой деятельности Казимира Малевича в Витебске в начале ХХ века. Современные последователи Малевича (Александр Малей, Сергей Кирющенко) трудятся в русле геометрической абстракции, сближая её с актуальными практиками концептуализма. Однако многие авторы не принимают концепцию Малевича о смерти живописи и продолжают работать в русле лирической абстракции (Александр Соловьёв, Виктор Сахно, Анатолий Кузнецов). Они изучают опыт абстрактного экспрессионизма и вдохновляются творчеством Марка Ротко. В противовес «Чёрному квадрату» Малевича некоторые художники (Григорий Иванов, Виктор Васюкевич) выдвигают в своём творчестве символ света.

Источник: Суходолов А. Концептуальные основания абстрактного искусства Беларуси к. ХХ – нач. ХХI в. Доклад на студенческой конференции «Европа 2014», Европейский гуманитарный университет, Вильнюс (ещё не опубликован)