Журналист и фотограф Ядвига Адамчик: «За вас никто другой в самих себя не поверит»14.06.2018

Не так давно в галерее «Арт-Беларусь» прошла презентация книги журналиста и фотографа Ядвиги Адамчик «Истории и заметки». Книга состоит из коротких эссе и дневниковых записей, созданных автором во время многочисленных путешествий и работы в различных изданиях. Совокупность впечатлений, переданных в текстах и фотографиях, и образовали книгу «Истории и заметки».

В рамках фестиваля «Арт-Минск» мы встретились с Ядвигой, чтобы поговорить об истории создания, оформлении и процессе написания книги.

– Ваша книга создана на основе дневниковых записей. Расскажите немного о ней.
– Книга – результат долгого труда и больших сомнений. Для меня было важно скомпоновать книгу таким образом, чтобы читателю было интересно, чтобы приятно было держать её в руках. Поэтому, помимо большой работы с текстами, было много сделано в плане дизайна и верстки. Напомню, что над обложкой и иллюстрациями мы работали с художником Захаром Кудиным.

– Принимало ли участие издательство в работе над вашей книгой?
– Нет, я делала эту книгу без издательств, своими силами. Каждый шаг в создании книги был очень непростым – не только в смысле отбора содержания, но и по техническому исполнению.

– О чем ваша книга?
– Это сборник моих дневниковых записей и заметок, некоторые из них уже публиковались. Здесь есть серьезные и не очень жизненные размышления, интересные опыты, сделанные на их основе выводы. Это вопросы и ответы, которые, возможно, заинтересуют кого-то ещё, кроме меня.

– Насколько я поняла, книга состоит из трех частей?
– Да, именно так. Первая называется «Записки с другой стороны» – по одноименному названию моего рассказа «Другая сторона», который я написала как концепцию персональной выставки фотографий в Испании. Вторая часть называется «Велосипедные хроники» и посвящена моим поездкам на велосипеде. Третья часть – «Сто грамм историй», которая ранее была издана отдельной небольшой книгой.

– Вы упомянули, что «Истории и заметки» созданы на основе дневниковых записей. Вы вели дневники с самого детства или пришли к этому недавно?
– Я вела дневники в детстве, помню даже, как бабушка нашла их, старательно все прочитала и исправила ошибки красной ручкой. Это было невероятно жестоко и надолго отбило охоту записывать мысли (смеется)! Потом я вернулась к ведению дневника, когда начала работать журналистом. Эта работа подразумевает ведение разных записей. Потом я заметила, что все выливается в какие-то истории. Я начала собирать и систематизировать свои записи в форму небольших рассказов, которые публиковались в газете в моей авторской рубрике «Фото-мысли».

– У вас есть любимые авторы?
– Да, конечно, особенно люблю тех, которые пишут небольшие рассказы. Например, Роальд Даль, Сомерсет Моэм, Антон Чехов. Самый любимый, пожалуй, Даль. В его рассказах есть удивительные персонажи, любопытные сюжеты и непредсказуемый финал, приправленный тонким английским юмором.

– Вы фотограф, журналист, писатель – какая часть преобладает больше?
– Вот просыпаюсь я однажды утром, а одна из моих частей говорит: «Так, сегодня руководить процессом будет фотограф, остальным – молчать (смеется)!» А если серьезно, то все очень сильно взаимосвязано. Если я занимаюсь фотопроектами, я прописываю концепцию, идею. Без этого я не могу, я же лингвист по образованию, потому стремлюсь все облечь в форму слова и скорее все записать.
А фотография всегда присутствовала в моей жизни. Первым в семье начал фотографировать дед, он научил фотографировать мою маму и меня. Он сам проявлял пленки, рассказывал о композиции, о технике.
Как-то после очередной поездки мои кадры с мыльницы послали на детский конкурс, там меня отметили, и я решила продолжать творческие поиски в этой сфере: я фотографировала своих друзей, знакомых. Потом начались съемки для журналов, рекламные проекты, работа с мамой над ее книгами, персональные выставки.
Попробовать себя в писательстве я рискнула позже. Я пришла на работу в один интернет-портал о городской жизни в Минске, там мне сказали, что надо не только фотографировать, но и писать. Я начала отпираться, мол, не умею. На что мне поставили условие: либо пиши, как умеешь, либо уходи.

– Вы рассказали про дедушку, который проявлял сам пленку. Как история вашей семьи повлияла на выбор профессии?
– Вообще, я хотела быть патологоанатомом, но дед, кандидат медицинских наук, меня разубедил – мол, не женское это дело, да и нечего привязываться так сильно к месту. Потом меня отправили учиться в Лондон, где я поняла, что мне нравится изучать язык. Меня всегда интересовали путешествия по разным странам, их народы, культура, искусство, природа. Изучение иностранных языков как раз соответствовало моим интересам. Семья мое решение поступать в лингвистический университет поддержала.
На писательском поприще меня очень сильно поддерживал отец, наставлял, давал профессиональные советы. И эта книга тоже выпущена во многом благодаря ему.

– Можете ли вы назвать самую яркую черту вашего характера?
– Я всегда была любопытной, мне повезло, что я много путешествовала и интересовалась разными людьми и их видением мира, меня поражала разница между ними. Я вообще каждый день чему-то удивляюсь, постоянно открываю для себя что-то новое. В книге есть рассказ «Чертов палец» – так вот, он о типичном проявлении моего природного любопытства. Именно оно меня толкает на самые невероятные поступки и заставляет подмечать детали.

– Как вы работали над книгой «Истории и заметки»? Делаете ли вы записи в айфоне или блокноте сразу же после события или несете свои впечатления домой и разворачиваете их после?
– Это процесс творческий. Есть вещи, которые меня «накрывают», и я скорее записываю их в телефоне. Но мне куда больше нравится писать ручкой на бумаге. У меня много записных книжек, ручек, блокнотов. Этот «пунктик» насчет канцтоваров у меня с детства и передался по наследству от отца. После того, как делаю записи в блокнот или телефон, набираю все на компьютере, распечатываю и редактирую. Вообще, мой главный редактор – это мой кот. Он любит «сортировать» и перекладывать мои распечатки, а наиболее понравившиеся отмечать когтями и зубами (смеется).

– Насколько сильно на вас влияет окружающая действительность, страна проживания и ваше эмоциональное состояние?
– Все это влияет, конечно, но что касается географического положения, то я не могу назвать ни одну страну, в которой мне было плохо. Глубокие личные переживания на меня, как правило, накатывают дома, так как во время путешествий эмоции сконцентрированы на адаптации к новому месту. А вообще, я всегда стараюсь посещать те страны, где говорят на том языке, который я знаю.

– Ваши рассказы легкие, человечные и жизнеутверждающие. Такое чувство, что вы пишете их в хорошем настроении, иногда – с долей легкой грусти. Писали ли вы, когда вам этого совсем не хотелось?
– Человек пишет, когда он не может не писать. Всегда есть мотив. У меня есть рассказы, которые были написаны от очень тяжелых переживаний.

– Например?
– Самая тяжелая вещь – рассказ «12». Он долго лежал в столе, переписывался, корректировался. А есть рассказ «Круассан». Он написан легко. Ты пришел, сел, съел круассан и написал об этом на одном дыхании. Простая вещь и простая идея.
Велосипедные хроники, например – это заметки, написанные после велосипедных прогулок.
А еще я записываю сны.

– Вы ведете блог и странички в социальных сетях. Некоторые из рассказов были опубликованы ранее и сейчас включены в книгу «Истории и заметки». Есть ли рассказы, которые остались лежать в столе?
– Да, есть, но я такие вещи даже не показываю никому (улыбается). Если однажды я смогу отойти от своих личностных переживаний и переложить их на выдуманных героев – это будет новый уровень писательства. Но пока я к этому не готова, это только в планах.

– Расскажите про Захара Кудина. Как вам пришла идея совместно поработать над оформлением книги?
– Познакомил нас Саша (прим. – Александр Зименко, куратор корпоративной коллекции Белгазпромбанка) на фестивале «Vulica Brasil». Работы Захара меня очень впечатлили. Они яркие, эмоциональные, экспрессивные. Именно такой мне виделась обложка моей книги. Я предложила Захару оформить книгу. В итоге на обложку мы поставили работу, написанную художником в США – «Graffiti Painter».
Позже я вспомнила, что как-то видела у Захара в студии эскизы – карандашные наброски формата А4, некоторые из них очень подходили к моим рассказам – и по эмоциям, и по сюжету. Потому мы включили их в книгу в качестве иллюстраций. 


Работа Захара Кудина

– Ядвига, а можно ли назвать вас блоггером?
– Не знаю, если только отчасти (улыбается).

– Тем не менее вы снимаете, пишете и делитесь своим творчеством с публикой.
– Я не могу себя назвать блоггером, ведь я не пишу на социальные, политические темы.
Но некоторые посты – да, на блоггерство, пожалуй, посягают. Так, к примеру, рассказ про мою жизнь в офисе получил большой отклик – тема была затронута весьма актуальная для многих. Но так – далеко не со всеми моими постами в социальных сетях.

– Многие хотят начать вести блоги в инстаграм, писать красивые посты на фейсбуке, снимать интересные моменты своей жизни. Не у всех получается. Что бы вы посоветовали людям, которые хотят писать и снимать, но не решаются?
– Тут два аспекта. Первый – нерешительность, которую все же придется преодолеть. За вас в самих себя никто другой не поверит. Потому, если вы хотите что-то делать, то надо взять и начать, и делать это каждый день. Других вариантов нет.
Второй аспект – научиться не только смотреть, но и видеть. Самое интересное в любой истории – это люди. К примеру, я обожаю в путешествиях ходить по музеям и художественным галереям, там можно посмотреть не только на предметы искусства, но и на тех, кто их рассматривает. Человек пришел в музей и стал сам себе шедевром.
Чтобы сделать хорошее фото, надо пересмотреть много художественных шедевров, а чтобы написать хороший текст, стоит изучить немало шедевров литературных. Многие идеи лежат на поверхности, нужно только взять их и дополнить своими переживаниями.

Для справки:

Ядвига Адамчик родилась в Минске в 1983 году. Известный фотограф, журналист, бакалавр лингвистики, переводчик, креативный деятель в сфере рекламы. Родилась в элитной белорусской семье (мать Елена Адамчик – фотограф с мировым именем, отец Адам Глобус (Владимир Адамчик) – знаменитый художник, издатель, литератор). Ядвига владеет четырьмя иностранными языками.

Беседовала Елизавета Масленченко