Бобровский Григорий



Бобровский Григорий Михайлович
(1873, Витебск – 1942, Ленинград)

Живописец-портретист и пейзажист.

Академик живописи, известный советский художник Григорий Бобровский родился 17 (29) ноября 1873 года в селе Поречье Невельского уезда Витебской губернии (сейчас – Великолукский район Псковской области России) в семье православного священника. Религиозное воспитание, полученное Бобровским, определило его первоначальный выбор рода занятия, – вслед за отцом он хотел стать священнослужителем. В 1887 году поступил в Витебскую духовную семинарию, где учился до 1893 (по другим источникам до 1891) года.

К 1893 году приоритеты Григория Бобровского изменились, он принял решение стать художником; отправился в Санкт-Петербург и, успешно выдержав вступительные испытания, поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств, в мастерскую выдающегося мастера реалистической живописи, художника-передвижника Ильи Репина. В годы учёбы определилась сфера творческих интересов начинающего живописца: пейзажный и портретный жанры. Выпускной работой Бобровского, за которую в 1900 году он был удостоен звания художника, также стал пейзаж – «Вечер».

Григорий Бобровский активно экспонировал свои произведения на российских и международных выставках. Он участвовал в Весенних выставках Императорской Академии художеств (1899, 1902–1905, 1907–1909), выставках Московского общества любителей художеств (1900–1901), «Артели русских художников Санкт-Петербурга» (1901–1903, один из членов-учредителей), «Нового общества художников» (1909), Московского товарищества художников (1909–1910), «Союза русских художников» (1911–1917, член объединения с 1911) «Мира искусства» (1911), других. Представлял портреты и пейзажи на международных выставках в Мюнхене (1911, 1913), Риме (1911), Венеции (1914), других.

В 1900 году произведение Бобровского «Портрет В. Чубакова» удостоилось первой премии на конкурсе Общества любителей художеств в Москве; в 1911 году на выставке в Мюнхене за «Портрет О. Кондратьевой» Бобровский был награждён малой золотой медалью, а в 1913 году за «Портрет А. Прохоровой» получил большую золотую медаль.

Вместе с творчеством важной частью жизни художника стала педагогическая деятельность. В 1902–1904 годах он преподавал в харьковской Школе рисования и живописи. После возвращения в 1904 году в Санкт-Петербург – в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (в 1905–1919). В 1907–1908 годах здесь под руководством Григория Бобровского занимался Марк Шагал.

В 1904–1905 годах с целью знакомства с классическим и современным европейским искусством Бобровский совершил поездку в Париж, где для расширения кругозора как художника и педагога, посещал занятия в частных художественных школах – Академии Жюлиана и Академии Коларосси. В 1910-х годах путешествовал по художественным центрам Италии, неоднократно посещал остров Капри, где познакомился и сблизился с писателем Максимом Горьким и его окружением. На Капри художник создал интересную серию этюдов с видами острова.

Достигнутые Григорием Бобровским успехи в портретной и пейзажной живописи стали основанием для Ильи Репина и Владимира Беклемишева ходатайствовать перед советом Императорской Академии художеств о присвоении ему звания академика, которого художник был удостоен в 1916 году.

В первые послереволюционные годы Бобровский участвовал в праздничном оформлении Петрограда, избирался председателем первого профсоюза художников Петрограда, существовавшего в структуре Союза работников искусства (Сорабис).

В 1923 году Григорий Бобровский примкнул к объединению советских художников «Ассоциация художников революционной России» (АХРР), участвовал в выставках объединения в 1923, 1926, 1928 годах. Также принимал участие в выставках «Общины художников» (1921), группы «Шестнадцать» (1922–1924, 1927), передвижной выставке русского искусства в Нью-Йорке, Торонто, Лос-Анджелесе (в 1924–1925), других.

Продолжал активно заниматься педагогической деятельностью. С 1921 по 1929 годы преподавал (в 1921–1924 был деканом живописного факультета) в Петроградских Государственных свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ), открытых в 1918 году вместо упразднённой Императорской Академии художеств на базе бывшего Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры. В 1921 году ПГСХУМ были реформированы в Петроградские Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), в 1922 – в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), с 1924 по 1930 годы – Ленинградский высший художественно-технический институт (ЛВХТИ).

В 1932 Григорий Бобровский стал членом Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ), образованного в том же году согласно постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которым, в частности, предусматривался роспуск всех существовавших литературных и художественных организаций и групп и образование единых творческих союзов. Был избран председателем секции живописи.

Участвовал в крупнейших ленинградских и всесоюзных выставках 1930-х годов, среди которых «Художники РСФСР за 15 лет: 1917–1932» (Москва, 1933), «15 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (Ленинград, 1934), другие.

В советский период наряду с созданием портретов и пейзажей Бобровский активно обращался к сюжетно-тематической картине, работал в жанре натюрморта. Среди характерных работ художника этого времени: «Дорога» (1927), «Строят» (1932), «Зима. Водопой» (1933), «С.М. Киров на строительстве ЦПКО в Ленинграде» (1936), «Академик А.Ф. Иоффе в своей лаборатории» (1936), другие.

Во время Великой Отечественной войны Григорий Бобровский остался в Ленинграде. Умер в январе-феврале 1942 года во время блокады в своей мастерской.

В 1947 году в залах Ленинградского отделения Союза художников состоялась посмертная персональная выставка произведений художника.

Работы Григория Бобровского представлены в государственных музейных и частных собраниях России, Латвии, Казахстана, Франции, Италии, США, других стран. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» находятся два пейзажа и натюрморт Григория Бобровского, демонстрирующие живописную манеру художника дореволюционного и советского периодов.