Belgazprombank returned four Bakst’s masterpieces to Belarus17.12.2015

Собрания Беларуси пополнились четырьмя произведениями всемирно известного художника, уроженца Гродно Леона Бакста. Белгазпромбанк приобрёл у частных коллекционеров из России и Великобритании акварели «Рыбак с курительной трубкой» (1890-е) и «Пейзаж с кипарисами» (1907) и живописные полотна «Сумерки над озером» (1909) и «Купальщики на Лидо. Венеция» (1909). Cделанные банком приобретения не только дают разностороннее представление о творчестве Леона Бакста, но и открывают неизвестные грани таланта мастера, например, такие как его яркая экспрессивная живопись в духе фовизма.

Леон Бакст «Рыбак с курительной трубкой» (1890-е). Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Акварель «Рыбак с курительной трубкой» написана автором, предположительно, в Париже, куда он отправился после обучения в Императорской Академии художеств оттачивать своё мастерство в студии Жана-Леона Жерома, академии Родольфа Жюлиана и у финского художника Альберта Эдельфельта. По мнению эксперта Третьяковской галереи Елены Жуковой, портрету рыбака Бакста свойственна «романтизация образа трудового человека», о чём свидетельствует внимание автора к таким деталям как обветренное лицо и натруженные руки персонажа.

 Леон Бакст «Пейзаж с кипарисами» (1907). Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Следующая акварель «Пейзаж с кипарисами» отражает более зрелый период в творчестве мастера, когда он в 1907 году вместе с художником Валентином Серовым совершает путешествие в Грецию. В ходе поездки Бакст создаёт ряд блестящих зарисовок средиземноморских пейзажей. Судя по «сходству в способах построения объёмов и пространства», считает искусствовед Ольга Глебова, приобретённый Белгазпромбанком этюд в своё время послужил автору материалом для создания масштабных полотен и театральных декораций, принесших ему всемирное признание.

Леон Бакст «Сумерки над озером» (1909). Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Особой гордостью корпоративной коллекции Белгазпромбанка является живопись Леона Бакста, которой гораздо меньше в его творческом наследии по сравнению с графикой. Приобретённое у коллекционера из Москвы полотно «Сумерки над озером» является ярким образцом русской живописи эпохи модерна. Этот мастерски исполненный пейзажный вид, по мнению экспертов Третьяковской галереи, рождает «настроение романтической напряжённости, взволнованности, тревоги», созданное «контрастом горячих красно-рыжих и холодных голубых и сине-зелёных тонов».

Леон Бакст «Купальщики на Лидо. Венеция» (1909). Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Однако наиболее важным из последних приобретений Белгазпромбанка является работа «Венеция. Купальщики на Лидо». Картина относится к серии полотен, созданных Бакстом в расцвете творческих сил на отдыхе в Венеции, куда он отправился после своего парижского триумфа в легендарных балетных антрепризах Сергея Дягилева. Очарованный солнечной палитрой Венеции, «художник пишет на пленэре широкими, свободными мазками огромные полотна, запечатлевая движения полуобнажённых фигур на пляже, игру света на загорелых телах, цветовые переливы моря», – так описывает этот плодотворный период в творчестве Бакста искусствовед Елена Беспалова. Венецианский цикл не только стал этапным в биографии мастера, но и имел важное значение для истории всего русского искусства. «Это прорыв русского художника в фовизм», – делает заключение Е. Беспалова. В работах венецианской серии 1909 года, к которой относится приобретённое Белгазпромбанком произведение «Купальщики на Лидо», Бакст наиболее полно проявил себя как живописец, хотя до этого был известен, в основном, как рисовальщик. Другие полотна этого цикла находятся сейчас в престижных собраниях США, в том числе в известном музее «MoMA» в Нью-Йорке.

Для справки:

В 2016 году исполняется 150 лет со дня рождения Леона Бакста – всемирно известного художника Серебряного века, яркого представителя стиля «модерн». Л. Бакст родился в 1866 году в Гродно в семье коммерсанта. С середины 1890-х гг. он становится одной из центральных фигур легендарного художественного объединения «Мир искусства», выступает как автор иллюстраций для журналов «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон». В 1906-1909 гг. преподавал в частной школе Елизаветы Званцевой, где одним из учеников был Марк Шагал. Бакст наиболее прославился как театральный художник благодаря сотрудничеству с балетным импрессарио Сергеем Дягилевым, по приглашению которого блестяще оформил ряд постановок «Русских сезонов» в Париже, таких как «Клеопатра» (1909), «Жар-Птица» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912). В 1924 г. умер в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль.