Скорина Франциск



(ок. 1490, Полоцк — ок. 1551, Прага)

Самый выдающийся представитель ренессансной духовной культуры Беларуси, культурный деятель, гуманист, просветитель, отечественный и восточнославянский первопечатник, писатель, переводчик и комментатор Библии Франциск Скорина родился в конце XV века в городе Полоцк в купеческой семье.

Начальный период жизни Франциска Скорины практически неизвестен. Приблизительная дата его рождения – около 1490 года – определяется по косвенным сведениям. Начальное образование, вероятно, получил в Полоцке, который являлся крупнейшим духовным центром белорусских земель, и мог продолжить обучение в кафедральной школе в Вильно – столице Великого княжества Литовского.

В 1504 году Франциск Скорина поступил в Краковскую академию (университет) на философский факультет и через два года (минимальный срок для студентов данного факультета) успешно сдал экзамен на степень бакалавра свободных искусств. Неизвестно, где он получил следующую степень доктора философии и приобрёл медицинские знания. Возможно, также в Кракове, где в начале XVI века уже действовала медицинская кафедра, но без права защиты высшей научной степени. 9 ноября 1512 года в Италии, в Падуанском университете в присутствии коллегии докторов и профессоров университета, архиепископа, жителей Падуи и Вероны, студентов, Франциск Скорина блистательно защитил диссертацию на очень престижную степень доктора в «лечебных науках».

В 1513–1516 годах Скорина, как считают исследователи, жил в Вильно, где, вероятно, и принял решение заняться практически неизвестным в Великом княжестве Литовском печатным и издательским делом. Он заручился поддержкой столичных купцов, членов городского магистрата; определился, что будет издавать самую популярную книгу христианского мира – Библию. В Вильно была начата работа по поиску и обработке необходимых источников, подготовка первых текстов и переводов, а также определено наиболее подходящее место для организации нового дела – чешская Прага, где уже существовали традиции славянского книгопечатания и с которой Великим княжеством Литовским поддерживались устойчивые торговые связи.

В неизвестной сегодня пражской типографии под руководством и при решающем участии самого Франциска Скорины был подготовлен и впервые издан «русскими» (кириллическими) шрифтами на церковнославянском языке в белорусской редакции комплекс библейских книг в сопровождении авторских комментариев и толкований. Очевидно, что Скорина имел намерение издать все книги Библии. Однако успел подготовить и напечатать лишь 23 книги Ветхого Завета – первой части Библии. 6 августа 1517 года была издана первая книга – Псалтирь. В конце 1519 или в начале 1520 года были напечатаны последние.

Большой интерес представляют предисловия Скорины к книгам Библии, которые отражают мировосприятие, взгляды и идеи гуманиста. Например, в предисловии к Книге Юдифь 1519 года Скорина пишет о неразрывной связи и любви людей и всего живого к родине: «Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя, рыбы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя, пчелы и тым подобная боронять ульев своих, – тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имеють».

Все пражские издания Скорины декорированы в лучших традициях европейского книгопечатания, их украшают более 40 сюжетных гравюр, разнообразные орнаменты и шрифты. К сожалению, неизвестно, кто сотрудничал с гуманистом в его издательской и печатной деятельности. Считается, что над гравюрами и декоративными элементами изданий работали представители разных художественных школ, возможно, при участии самого Скорины.

Около 1520 года Франциск Скорина покинул Чешское королевство и переехал в Вильно, где организовал собственную типографию, которая разместилась в доме «найстаршего бурмистра» (председателя городского магистрата) Якуба Бабича, вблизи главной рыночной площади. Это была первая типография в Великом княжестве Литовском и в Восточной Европе. Около 1522 года здесь вышла «Малая подорожная книжка» (хорошо сохранившийся экземпляр этого издания находится в корпоративной коллекции Белгазпромбанка), а в 1525 году – «Апостол». Виленские издания существенно отличаются от пражских по внешнему виду и декору: они меньшего формата, с редкими гравюрами и другой орнаментацией. Книги Франциска Скорины предназначались как для использования в церковных службах, так и для частного читателя. В печатной книге Скорина видел огромные возможности духовного просвещения всего «посполитого люда языка руского».

Во второй половине 1520-х годов издательская деятельность Скорины прекратилась, вероятно, из-за отсутствия финансовой поддержки, поскольку к этому времени многие друзья и меценаты Скорины (Богдан Онков, Якуб Бабич, Юрий Одверник) уже умерли.

Есть сведения, что в этот период Франциск Скорина выполнял функции секретаря виленского католического епископа Яна и занимался медицинской деятельностью. Некоторые исследователи считают, что в конце 1520-х – начале 1530-х годов Скорина ездил в Москву для распространения своих изданий и с предложением организации здесь типографии, однако поездка была неудачной. Точно известно о путешествии Скорины в 1530 году по приглашению герцога Альбрехта Гогенцоллерна в Кёнигсберг (сейчас – Калининград, Россия). Однако не ясно, был ли причиной визита опыт Скорины в издательской деятельности. Поскольку это могли быть и его знания в медицине, так как поездка в Прусское герцогство пришлась на всплеск эпидемии «английской горячки», которая опустошила многие европейские страны.

В конце 1520-х – начале 1530-х годов материальное положение Скорины сильно ухудшилось. Более того, в 1529 году после смерти старшего брата Ивана, «виленского мещанина», занимавшегося торговлей кожами и мехами, Франциск Скорина отсидел несколько месяцев в тюрьме из-за долгов, оставленных братом, пока из-за границы не прибыл сын Ивана Роман и не засвидетельствовал отцовские долги кредиторам.

Разные причины, в том числе и неблагоприятное внешнеполитическое положение Великого княжества Литовского в результате военных конфликтов с Московским государством, могли вынудить Франциска Скорину переехать в Прагу. Здесь, как считают исследователи, в конце 1530–1540-х годах, он служил «заградником» (садовником) королевского парка в Градчанах.

Умер Франциск Скорина, вероятно, около 1551 года, так как в январе 1552 года его сын Симеон получил от чешского короля привилегию на наследство отца. Место захоронения Скорины не известно.