Аскназий Исаак Львович
(1856, г. Дрисса (ныне Верхнедвинск) Витебской губ. — 1902)
Академик исторической живописи Исаак Львович (Ицык Лейбович) Аскназий родился 16 января 1856 года в местечке Дрисса Полоцкого уезда Витебской губернии (сейчас город Верхнедвинск Витебской области), в зажиточной купеческой еврейской семье. Семья была религиозной, и, вероятно, решение разрешить младшему сыну стать художником, было для родителей непростым. Полученное в детстве религиозное воспитание позднее обусловит наличие ряда особенностей в зрелом творчестве художника, и прежде всего – его активное обращение к сюжетам из истории еврейского народа, еврейскому быту, ценностям, типажам.
Сведениями, где и у кого Исаак Аскназий получил начальное художественное образование, мы не располагаем. Но в 1870 году он, пройдя вступительный экзамен, был зачислен в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге вольнослушателем по живописи; а в 1874 году – переведён в число учеников Академии. Аскназий учился у ведущих профессоров исторической живописи: Алексея Маркова, Петра Шамшина, Василия Верещагина, Карла Венига, Павла Чистякова. Успешное прохождение академического курса молодым художником неоднократно отмечалось наградами Академии. Так, за выполненные в натурном классе рисунки и живописные этюды в 1874 и в 1875 годах он был удостоен двух малых серебряных медалей, а в 1877 – двух больших серебряных. В 1878 году за картину на утверждённую Советом Академии тему «Авраам изгоняет Агарь с сыном ее Измаилом» Исаак Аскназий был награждён малой золотой медалью.
В 1879 году Исаак Аскназий блестяще завершил полный курс обучения в Академии. Картина «Блудница перед Христом» (1879) принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования за счет казны, а также звание классного художника I степени с правом на чин X класса при поступлении на государственную службу. Все это гарантировало художнику прочное положение в обществе и обеспеченность заказами. Картина «Блудница перед Христом» в настоящее время находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
В 1880 году Аскназий отправился на четыре года за границу в качестве пенсионера Академии. Его путь пролегал через Берлин и Дрезден, Прагу и Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Болонью, Рим. Художник пользовался каждой возможностью для расширения кругозора и углубления образования: изучал музейные собрания, посещал мастерские известных европейских художников-академистов, например, Антона фон Вернера в Берлине и Ганса Макарта в Вене.
По возвращении в Петербург Исаак Аскназий представил Совету Академии свои произведения, выполненные во время поездки, среди них – полотна «Палач с головой Иоанна Крестителя» и «Моисей в пустыне, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян», которые ярко продемонстрировали развитие живописного таланта, творческую зрелость художника.
В 1885 году Исаак Аскназий получил звание академика Императорской Академии художеств, став первым евреем-академиком живописи. В этом же году «Моисея…» приобрёл в свою коллекцию Павел Третьяков (в настоящее время произведение находится в собрании Научно-исследовательского музея Российской академии художеств в Санкт-Петербурге).
Поселившись в Петербурге, женившись, художник продолжил много работать, отдавая дань не только любимому жанру исторического библейского полотна, но и бытовой картине (главным образом на сюжеты из жизни евреев), и портрету.
Исаак Аскназий активно участвовал в академических выставках, вступил в члены «Санкт-Петербургского общества художников», объединявшего мастеров академического направления, представлял свои произведения на международные выставки. Так, например, одно из последних произведений художника, полотно «Экклезиаст. Суета сует и всяческая суета» (1899), было создано специально для экспозиции Русского павильона Всемирной выставки в Париже 1900 года.
Важной частью зрелого творчества художника является еврейская тема. Еще являясь пенсионером Академии художеств, Аскназий осуществил поездку в Броды, один из городов Галиции, возле которого до 1918 года проходила граница между Австро-Венгрией и Россией (сейчас – город в Львовской области, Украина). В Бродах была большая еврейская община. Художник делал многочисленные этюды и зарисовки, написал небольшие жанровые картины (например, «Нищий в церкви», 1884, находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге). Поездка художника стала причиной выговора от Совета Академии – «исторический живописец, в период пенсионерского пребывания за границей, не должен отвлекаться на подобные темы». Вынужденный оправдываться, художник мотивировал поездку сбором материала для больших картин на библейские сюжеты.
Среди лучших произведений художника на еврейскую тему – произведения конца 1880-х – 1890-х годов – «Наступление субботы» (картина была отмечена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Париже 1899 года), «Жених-талмудист, испытуемый раввином в присутствии родителей его невесты» (другое название «Экзамен жениха»), «Скорбные вести», «Еврейская свадьба» и другие.
Большим успехом у современников пользовались портреты кисти художника, выполненные в лучших традициях салонно-академического искусства. Ярким примером произведений такого рода является «Портрет девушки с веером» (1886) из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».
6 декабря 1902 года, приехав по делам в Москву, Исаак Аскназий скоропостижно скончался. В марте 1903 года в Императорской Академии художеств была открыта посмертная выставка работ академика Исаака Аскназия, где было представлено свыше 200 его картин, рисунков и этюдов.
Работы художника находятся в собраниях многих государственных музеев и частных коллекциях разных стран мира. Среди них: Научно-исследовательский музей Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственная Третьяковская галерея в Москве, Румянцевский музей в Москве, Национальный художественный музей Республики Беларусь в Минске и другие.